Адамова голова растение. Мандрагора или адамова голова, свойства растения. Противопоказания мандрагоры лекарственной

Адамова голова

Адамова глава
— по русским поверьям — волшебная трава. В.И. Даль идентифицирует это растение (не отмечая его магические свойства) как мандрагору или черный осот Centaurea scabiosa.

В некоторых травниках «адамова голова» именуется «царь во всех травах».
Согласно древним травникам, «трава адамова голова… растет возле
сильных раменских болот, а растет кустиками по 8, по 6, по 9 и по 12 в
листе ростом в пядь, цвет багров, кругленький, а расцветает вельми
хорошо — кувшинцы всяким видом». Как и другие чудесные травы, «адамову
голову», по мнению знахарей, следовало собирать с крестом и молитвой:
«И ту траву рвать с крестом Господним и говорить: Отче Наш, помилуй мя
Боже…».

Траву «адамова голова» издавна использовали как оберег и лекарство от
многих болезней. Отвар из нее в некоторых местах давали пить людям, на
которых наслали порчу, а также беременным женщинам, которым пришло
время родить (чтобы облегчить роды).Ее использовали как присыпку на
раны: «А когда кто ранен или сечей — приложи к ране, в три дня
заживет». В Нижегородской губ. «адамову голову» вместе с корнем травы
«петров крест» зашивали в рубашку по швам и особенно в воротник, а
также привязывали эти травы к нательному кресту, почитая это
универсальным средством от всякой болезни. В Пермской губ. «адамову
голову» вместе с «петровым крестом» зашивали в ладанку вместе с травой
и вешали коровам на шею «в предостережение от чумы».

Согласно поверьям разных мест, трава «адамова голова» внушает храбрость
и избавляет от страха высоты: «кто хочет высоко лазить — с ней ужаса
нет и земля кажется близко». Собранной в Иванов день и тайком
сохраняемой до Великого четверга «адамовой головой» охотники окуривали
свое охотничье снаряжение (силки, сети и ружья с пулями), полагая, что
после этого оно будет надежно защищено от порчи и никакая добыча не
уйдет от охотника. В некоторых местах «адамову голову» использовали и
при строительстве плотин и мельниц: ее клали «на подушку к запруде»,
полагая, что после этого «запруда во веки нерушима будет».

Помимо этого, траву «адамову голову» в народе применяли для того, чтобы
получить определенную власть над нечистыми духами. Крестьяне верили,
что человек, желающий видеть всю «отпадшую силу», должен настоять
корень этой травы на освященной воде и пить полученный настой, а также
положить траву «адамову голову» в церкви под престол и оставить ее там
на сорок дней, после чего она, по народному убеждению, приобретет такую
чудодейственную силу, что если ее держать в руке, то можно видеть
дьявола, чертей или бесов: «А кто хощет дьявола видеть или еретика, и
тот корень возьми водой освяти, и положи на престол и незамай 40 дней и
те дни пройдут носи при себе — узриши водяных и воздушных демонов. А
воду хощеши держать или мельницы ставить — держи при себе».

При этом в некоторых местах такой обряд освящения советовали
проделывать не над травой, а над цветком «адамовой головы», зацветающим
к Иванову дню: его клали на 40 дней под престол, полагая, что если
после этого взять его в руку, то можно увидеть разных нечистых духов:
«тогда можно сорвать с лешего шапку (т.е. шапку-невидимку, которой, по
поверьям, обладают нечистые духи — леший, банник и пр.), надеть на себя
и станешь так же невидим, как и леший».

«Царь всех трав» — так почтительно называли растение под названием
Адамова голова или мандрагора, как величали её в Западной Европе.
Рассказывали, что «кто хочет видеть еретика или дьявола, тот возьми
корень мандрагоры, освяти и положи на престол в храме. Через сорок дней
возьми и носи при себе — узнаешь водяных и воздушных демонов. А когда
кто ранен — приложи к ране, и тотчас всё заживёт».

В магическое действие Адамовой головы на Руси верили в основном
охотники. Перед походом в лес на охоту полагалось окуривать листьями
растения охотничье снаряжение, и оно приобретало силу и удачливость. И
в этот день охота всегда была хорошей, особенно на диких уток.
Согласно поверьям, искать мандрагору нужно с особой осторожностью.
Необходимо было повернуться лицом к западу, очертить три раза ножом
место, где ищешь растение. Затем привязать Адамову голову к хвосту
черной собаки и заставить её выдернуть корень. При этом в момент
выдергивания раздавался страшный крик. Если пытаться самому вырвать
растение без собаки, то погибель неминуема.

Адамова голова, по словам И. П. Сахарова, «находится в большом уважении
у поселян. Чародеи сбирают ее в Иванов день и хранят скрытно до
Великого четверга. По народному понятию, чародейская сила адамовой
головы простирается только на уток. Охотники, получившие эту траву из
рук записного чародея, окуривают все снаряды, употребляемые ими при
ловле уток, в Великий четверток».

Тирлич или Ведьмино зелье — это трава, которую считают бесовской.
Накануне праздника Ивана Купалы ведьмы и колдуньи отправляются на Лысую
горы собирать тирлич-траву. Из травы выжимают сок, которым ведьмы
смазывают себе руки и ноги. Это помогает при совершении чар. Кто
полностью натрётся травой, тот становится оборотнем и может
превратиться в кого угодно. Если простой крестьянин найдёт эту траву и
будет делать то же самое, то сможет общаться с ведьмами и вурдалаками.
Зная это, колдуньи стараются оградить те места, где растёт тирлич от
простых людей, всячески сбивая их с пути.

Адамова голова, адамова борода, адамова кость, адамово ребро, адамовщина

— растения и предметы необычной формы, наделяемые целебной или сверхъестественной силой.

В представлениях об адамовщине грань между ее реальными и фантастическими свойствами трудноуловима: у народа многое необычайное в природе, «напоминающее формы человека», «равно как и все то, что относится до отдаленных времен, носит название адамова или адамовщины. Ядовитое растение Actaea spicata L., самое употребительное средство от всех почти болезней в Вятской губернии, именуется адамовым ребром. Мячики синие (Echinops Ritro L.) зовутся в Пермской губернии адамовой головой. Растение это зашивают в ладанку вместе с петровым крестом (трава, по виду похожая на крест) и вешают коровам на шею в предостережении от чумы. В Нижегородской губернии универсальным средством от всякой болезни считается такое наставление: взять корень петрова креста и травы адамовой головы, зашить в рубашку по швам и особенно на воротник или навязать на крест» <Демич, 1899>.

Описание травы адамовой головы неизменно встречаем в старинных травниках, где она именуется «царь во всех травах»: «Есть трава адамова голова, растет возле сильных раменских болот, а растет кустиками по 8, по 6, по 9 и по 12, в листе ростом в пядь, цвет багров, кругленький, а расцветает вельми хорошо — кувшинцы всяким видом. И ту траву рвать с крестом Господним и говорить: Отче Наш, помилуй мя Боже. <…> И принеси ту траву в дом свой, который человек порчен и кто портит дай пить и того обличит. А кто хощет дьявола видеть или еретика, и тот корень возьми водой освяти, и положи на престол (церковный. — М. В.) и незамай 40 дней и те дни пройдут носи при себе — узриши водяных и воздушных демонов. А воду хощеши держать или мельницы ставить — держи при себе. <…> А когда кто ранен или сечен — приложи к ране, в три дня заживет».

На Вологодчине адамову голову описывали немного иначе: «…растет кустиками в локоток по 3 и 5 и 12 ростом в колено, цвет рудожелт, красен, как головка с ротком». Трава эта облегчает роды, укрепляет мельничные запруды, внушает храбрость, помогает в колдовстве: цветок адамова голова (Cypripedium calceolus из семейства орхидей), расцветающий к Иванову дню (7 июля), нужно «положить в церкви под престол, чтобы он пролежал там 40 дней». После чего цветок «получает такую чудодейственную силу, что если держать его в руке, то будешь видеть Дьявола, чертей, леших, словом — всю «отпадщую» силу. Тогда можно сорвать с лешего шапку, надеть на себя и станешь так же невидим, как и леший» (Волог.) <Иваницкий, 1890>.

Собранной в Иванов день и скрытно сохраняемой до Великого четверга адамовой головой охотники окуривали пули для более удачной ловли диких уток.

Адамовой головой называли также «мертвую голову», т. е. череп.

Адамова борода
— растение Asclepia, у которого «корень с бородою». По сообщению В. Даля, адамовщина (адамова кость) (Арх., Сиб.) — ископаемые дерево и кость. В неокаменевшем виде они могут называться «ноевщиной» <Даль, 1880>.

Адамовы дети
— нечистая сила; домовые, лешие и т. п.

«Атчаво ета лисавыи завялись, вадяныи, палявыи, дамавыи? Ета ат дятей Адамовых, что он посовестился Богу показать за тым, что яго жонка целую араву нарадила» (Смол.).

Название восходит к апокрифической легенде о детях Адама и Евы, появившихся на свет после грехопадения: «Показать их всех на свет Божий Адаму было стыдно, и потому он скрыл их в избе, в бане, в риге, в лесу и в воде, а Бог за эту скрытность сделал так, чтобы дети праотца навсегда и остались в местах сокрытия, где живут, размножаясь подобно людям» (Олон.).

В Смоленской губернии рассказывали, что Ева посоветовала Адаму, прежде чем идти к Богу, спрятать часть детей в камышах: «Как шел Адам от Бога, думаить: «Дай зайду, вазьму сваих дятей у камыши!»

А их ужу там и звания нет, — паложим сабе яны не пропали, а зделались силый темный: хазяевами па дамам, лясавыми па лесам, вадяными па дамам — иде которыму Бог жить произвел».

В названии «Адамовы дети» народное переосмысление библейского повествования объединилось с представлениями крестьян о сонме нечистых (домовых, леших, банников) как об особых, «потаенных людях», предках, покойниках. Они связаны разнообразными (родственными, договорными и т. п.) отношениями с теми сверхъестественными силами и существами, которые, согласно еще дохристианским верованиям, наполняют весь мир — землю, воды, леса.

В. Даль дополняет, что Адамовы детки — «все люди в смысле грешников» <Даль, 1880>.

Власова Марина. Энциклопедия русских суеверий

Официнальное применение

Лекарственное растение адамова
голова (мужской корень; покрик; мандрагор; сонное зелье) растет в южной
и средней полосе России, в тенистых местах.

Свойства
корня адамовой головы ядовитые, зависящие от усыпительного острого
начала; запах свежего корня неприятный, снотворный. Вкус горьковатый,
тошнотворный; коренной коры: острый. При сушении острота значительно
ослабевает.

Корень адамовой головы дают в малых дозах: для утоления болей и
перехода ко сну, особенно в судорожных проявлениях, истерике, ломоте и
меланхолии. Снаружи часто употребляется корень истолченный мелко и
смешанный с медом; а также распарив в молоке, корень адамовой головы
прикладывают в виде катаплазмы, для разведения скуловых опухолей
(parotides), шейных золотушных скирных затвердений, тугих паховиков и
венерической окреплости ядер. Свежие растертые листья адамовой головы
тоже служат болеутолительной и разводящей катаплазмой.

Внутрь корень адамовой головы дается в наливках, весьма небольшими
приемами, полагая 20 гран сухого толченого корня на 10 унций кипячей
воды, и настояв ½ часа, процеженную наливку дают по столовой ложке,
несколько раз в день. В порошке принятый от 2 — 3 гран, производит
усыпительное действие. Для укрощения жестокой ломоты и подагрической
боли корень адамовой головы дают от 1 — 4 гран в день, перемешанной с
медом.

«… Говори, высчитывай, какие есть чародейные травы? Да говори же, колдун! — … Всякие есть травы. Есть колюка-трава, сбирается в Петров пост. Обкуришь ею стрелу, промаху не дашь. Есть тирлич-трава, на Лысой горе под Киевом растет. Кто ее носит на себе, на того ввек царского гнева не будет. Есть еще плакун-трава, вырежешь из корня крест да повесишь на шею, все тебя будут как огня бояться!.. Есть еще адамова голова, коло болот растет, разрешает роды и подарки приносит. Есть голубец болотный; коли хочешь идти на медведя, выпей взвару голубца, и никакой медведь тебя не тронет. Есть ревенка-трава; когда станешь из земли выдергивать, она стонет и ревет, словно человек, а наденешь на себя, никогда в воде не утонешь.
— А боле нет других?
— Как не быть, батюшка, есть еще кочедыжник, или папоротник; кому удастся сорвать цвет его, тот всеми кладами владеет. Есть иван-да-марья; кто знает, как за нее взяться, тот на первой кляче от лучшего коня удерет.
— А такой травы, чтобы молодушка полюбила постылого, не знаешь? Мельник замялся.
— Не знаю, батюшка, не гневайся, родимый, видит бог, не знаю!
— А такой, чтобы любовь свою перемочь, не знаешь?
— И такой не знаю, батюшка; а вот есть разрыв-трава: когда дотронешься ею до замка али до двери железной, так и разорвет на куски!
— Пропадай ты со своими травами! — гневно сказал Вяземский и устремил мрачный взор свой на мельника».

А. К. Толстой. «Князь Серебряный»

Сказания о добрых и злых растениях пришли к нам из седой старины. Сколько о них сложено легенд, песен и рассказов! Добрые травы ласково называли травушка-муравушка, трава шелковая, а злые прозвали лихими, лютыми кореньями, бесовскими отравами. Особенно почитались растения-целители, с помощью которых врачевали от различных недугов и хвороб. Знахари считались людьми особыми, ведунами, которые знали секреты, недоступные простым жителям и могли общаться с «нездешними существами». Чародеи-целители крепко хранили свои врачебные секреты, из уст в уста передавали свои знания только доверенным лицам, посвящая их в тайны общения с потусторонними силами, которые, якобы, помогали им при лечении травами.

Читать так же:  Белокрылка в теплице как бороться. Белокрылка в домашней теплице: что делать и как быстро избавиться от вредителя. Признаки возникновения белокрылки

До наших дней дошли повествования о девяти волшебных травах, с помощью которых можно совершать чудеса. Это плакун-трава, цветущий папоротник, разрыв-трава, тирлич, одолень-трава, Адамова голова, орлихин, прикрыш и нечуй-ветер.

Плакун-трава
издавна пользовалась во всех деревнях уважением и страхом. Считали, что эта трава обладает удивительной силой: приводит к смирению нечистых духов, изгоняет колдунов и кикимор, заставляет плакать бесов и демонов. Чародеи собирают плакун-траву в Иванов день на утренней заре и только руками, не использую никаких орудий. Важно было найти корень и цветы. Нашедший траву должен произнести заклинание: » Плакун, плакун! Плакал ты долго и много, а выплакал мало, не кати твои слёзы по чистому полю, не разноси твой вой по синю морю. Будь ты страшен злым бесам, старым ведьмам. А не дадут тебе покорища, утопи их в слезах, а убегут от твоего позорища, замкни в ямы преисподние. Будь мне слово крепко и твердо. Век веков!».

1322680532_rod_lythrum_l-_derbennik_1-8146330

Современное название плакун-травы дербенник иволистый.
Растёт она по берегам рек и озёров и не имеет особых медицинских свойств. Но в поверьях плакун-трава — всем травам мати. Знахари делали из неё порошки и настойки, которые помогали от многих болезней. Принимали траву даже от тоски и депрессии, говоря современным языком. И ведь помогало! Старинный травник гласит: «Плакун-трава добра, держи её в чистоте, давай скоту, который вертится или которые ребята не спят, клади в головы, а крест из неё вырезать и носить при себе зело добро».

Папоротник или Перунов огнецвет
пожалуй самое знаменитое растение, окутанное тайнами и легендами. На Руси всегда собирали целебные растения в день Аграфены-купальницы (6 июля по новому стилю), когда устанавливается жаркая погода. Ворожеи называли этот день «Агрофены — злые коренья», поскольку из этих кореньев изготовляли сильнодействующие снадобья, от которых нередко больные умирали. Знахари почитали этот день ещё и потому, что за ним стоял праздник Ивана Купалы — время сбора волшебных трав. Иванова ночь — особенная, только в полночь совершаются самые невероятные чудеса. Колдуны и ворожеи в это время собирали много разных чудесных трав. Но самое главное чудо — это цветение папоротника или Перунова огнецвета.

Происходит это так. Сначала между листями поднимается святящий огонёк. Он движется, прыгает и даже щебечет. В полночь почка папоротника с треском раскрывается и появляется огненный цветок, который озаряет всё вокруг. При этом раздаётся гром и дрожит земля.

Тот, кому посчастливилось найти и сорвать цветок, должен бежать домой, не оглядываясь, несмотря на то, что его с воем и гиканьем, преследуют черти и демоны. Если обернуться, то пропадёшь. Бесы нагонят, утащат в болото и там утопят. Тот, кто преодолел все напасти и благополучно донёс цветок до дома, станет обладать всеми тайнами и чарами. Папоротник, по народному поверью, очень полезен тем, кто желает быть умным, богатым и удачливым. Обладатель цветка может с его помощью быстро находить клады, делаться невидимым, иметь власть над чертями и домовыми. Вера в чудесную силу папоротника жива до сих пор, особенно в сельской местности.

Разрыв-трава
по преданию встречается крайне редко. О ней всегда мечтали воры и кладоискатели, ведь она обладает свойством разрывать запоры и решетки тюрем, срывать любые замки. Называли её и скакун и прыгун-травой, как так цветок будто бы в Иванову ночь скачет и прыгает.

Рассказывали, что в старину разбойники зарывали свои клады под землю и запирали их на огромные железные замки, а ключи бросали в реки. Даже тот, кто находил такой клад, не мог открыть его, так как сокровища сторожила нечистая сила, которая не позволяла совладать с железными запорами. И только обладатель разрыв-травы может отпирать заговорённые клады.

1322680603_0934983824410e53d976f4e5770e71fd-5987511

Считается, что разрыв-травой называли бальзамин обыкновенный, однако это не совсем корректно, поскольку не каждый бальзамин, который растет в природе, будет той самой разрыв-травой.

Найти разрыв-траву сложно, но можно сделать это и случайно. Если в Иванову ночь косить траву и коса переломится, то значит, наткнулся на разрыв-траву. Но существует и другой способ отыскания травы. Для этого разыскивают гнездо черепахи и ждут, когда черепаха выйдет из гнезда и отползёт в сторону. Тут же не медля, гнездо огораживают железными гвоздями, вколотив их в землю так, чтобы черепаха не смогла проникнуть в своё жилище. Затем надо спрятаться и ждать. Когда черепаха возвратится и увидит, что гнездо закрыто, тогда она удаляется на некоторое время, а затем возвращается обратно. Во рту у неё можно видеть кусочки травы. Черепаха подходит к железному забору, дотрагивается до него травой, и происходит чудо. Все железные гвозди ломаются и разлетаются прочь. Таким образом, проход становится свободным. Теперь нужно забрать траву у черепахи и скорее бежать с этого места. А дальше каждый использует разрыв-траву по своему усмотрению, причём свойства травы действуют только один сезон. На следующий год надо снова находить свежую траву.

Духи ночные произвели на свет чудодейную разрыв-траву. Сила ее разрушает крепчайшее железо. Прикосночнеие ею к мечу изломает его в куски. Она скрывается от ока человеческого во глубине непроходимых лесов: стерегут ее вечно по два змея, которые на день и на ночь сменяются.

Н.И.Лажечников «Басурман»

У древних славян имелся миф, связанный с разрыв-травой. Согласно ему, молодой воин, отставший от своей рати, шел уставший по опушке леса. На улице стояла осень. Вдруг внимание юноши привлекло шипение множества змей, которые ползли в сторону горы, брали на язык травинку, касались ею скалы – она открывалась, и заползали внутрь. Тогда удивленный воин тоже сорвал эту травинку. Он почувствовал острую боль в пальце, но стерпел и коснулся камня. Скала расступилась, и юноша оказался внутри пещеры. Вокруг повсюду было золото и серебро, сверкали драгоценности. В самом центре пещеры стоял золотой престол, на котором восседала огромная змея. Вокруг нее, свернувшись в клубки, крепко спали змеи. Тогда юноша стал гулять по пещере, отложив в сторону меч, лук и щит, трогал золотые слитки, пересыпал монеты и драгоценные камни, совсем забыв о времени. Вдруг он услышал, что змеи проснулись и заговорили. Они переспрашивали друг у другу: «Не пора ли нам?».
Тут главная змея сказала: «Теперь пора!»
– сползла с престола, и все поползли вон из пещеры. Воин, испугавшись, что останется здесь навсегда, кинулся за ними. Едва успев выскочить, он от неожиданности опешил — на опушке стояла весна. Юноша понял, что всю зиму он провел внутри пещеры и стал ругать себя за то, что не взял с собой ни монет, ни золота, ни камней, да еще и оставил свое вооружение там. Расстроенный, он побрел по опушке и вдруг увидел, что к нему скачет толпа всадников, занося мечи над головой юноши. Ему оставалось только выставить вперед руки, и неожиданно из его пальца вырвалось пламя, которое поразило врага. Всадник упал на землю без дыхания. Остальные, увидев такой исход событий, испугались, развернули коней и помчались прочь.

Молодой воин догадался, что поразил врага он именно тем пальцем, которым порезался о травинку. Тогда-то юноша и понял, что он унес самое главное сокровище, сделавшее его непобедимым.

Одолень-трава
пользовалась уважением и почитанием в народе. Она обладает даром охранять людей в дороге от разных бед и сатанинских наветов. Её носили с собой как амулет. Перед дорогой обязательно говорили: » Еду я в чистом поле, а в чистом поле растёт одолень-трава. Одолень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя породил, породила тебя мать-сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы — самокрутки. Одолей ты злых людей, лиха бы на нас не думали, скверного не мыслили. Отгони ты чародея, ябедника. Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса тёмные. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца, во всем пути и во всей дороженьке».

1322680667_1271329891lotos_gang-7882560

Одолень-трава — это кувшинка, водяная лилия. Было и другое название у неё — русалочий цветок.

Знахари использовали это растения как средство от зубной боли и для успокоений нервов. Считалось, что если дать корень одолень-травы своему недругу, то тот не сможет ничего против тебя сделать. А если пастух пожуёт такой корень, то его стадо никогда не потеряется и само найдёт пастуха в случае его исчезновения или отлучки. Молодые ребята в деревне, когда шли на свидание к девушке всегда брали с собой одолень-траву, которая придавала огромную мужскую силу и способность обворожить свою возлюбленную.

«Царь всех трав» — так почтительно называли растение под названием Адамова голова
или мандрагора, как величали её в Западной Европе. Рассказывали, что «кто хочет видеть еретика или дьявола, тот возьми корень мандрагоры, освяти и положи на престол в храме. Через сорок дней возьми и носи при себе — узнаешь водяных и воздушных демонов. А когда кто ранен — приложи к ране, и тотчас всё заживёт».

1322680646_3417805939_ffa8cfdaee-7160730

1322680681_mandragora1-1567909

В магическое действие Адамовой головы на Руси верили в основном охотники. Перед походом в лес на охоту полагалось окуривать листьями растения охотничье снаряжение, и оно приобретало силу и удачливость. И в этот день охота всегда была хорошей, особенно на диких уток.
Согласно поверьям, искать мандрагору нужно с особой осторожностью. Необходимо было повернуться лицом к западу, очертить три раза ножом место, где ищешь растение. Затем привязать Адамову голову к хвосту черной собаки и заставить её выдернуть корень. При этом в момент выдергивания раздавался страшный крик. Если пытаться самому вырвать растение без собаки, то погибель неминуема.

Тирлич или Ведьмино зелье
— это трава, которую считают бесовской. Накануне праздника Ивана Купалы ведьмы и колдуньи отправляются на Лысую горы собирать тирлич-траву. Из травы выжимают сок, которым ведьмы смазывают себе руки и ноги. Это помогает при совершении чар. Кто полностью натрётся травой, тот становится оборотнем и может превратиться в кого угодно. Если простой крестьянин найдёт эту траву и будет делать то же самое, то сможет общаться с ведьмами и вурдалаками. Зная это, колдуньи стараются оградить те места, где растёт тирлич от простых людей, всячески сбивая их с пути.

1525362145_0_11461_591fe3d8_l-3604444
Золототысячник, или тирлич

Трава Прикрыш
собирается кудесниками в конце лета. Применяют её против свадебных наговоров. Когда невесту привозят из церкви в дом, тогда знахарь кладёт прикрыш под порог дома молодоженов. Невеста, узнав об этом, должна обязательно при входе в дом перепрыгнуть через порог. Если она случайно наступит на траву, то все зловредные наветы колдунов обрушаться на девушку.

1525362018_74175476-8967023

Трава-прикрыш называлась еще волкобой, омег, блекот, дегтярка, недоспелка, копеечный чистяк, овечье рунишко, черное зелье, одномесячник. По научному — борец шерстистоустый из семейства лютиковых.

Про нечуй-траву
говорят, что рвать её нужно только ртом. Только тогда она передаётся способность останавливать ветер и ловить рыбу без удочек и невода.

1322680693_61082359_6b5d7b6d8326af89c052df6d476f989e-8824175
Нечуй-трава, нечуй-ветер, или бессмертник

Чертополох
, по мнению крестьян, отгоняет чертей и вообще всякую нечисть. Если тебя преследуют черти, то надо стать среди чертополохов и бросить в бесов шишки этой травы. Все колдуны и демоны сразу же пропадут. А если пригнуть чертополох к земле, при этом приговаривая: » Сгони червей с моей скотины — отпущу», напасть со скотины сойдёт.

С незапамятных времен ведется поверие, что если кто хочет быть цел в дороге, тот запасайся для этого вощанками, в которых сварен был чертополох. В великорусских губерниях промышляют вощанками старушки-переходницы, исходившие все пути и дорожки от Москвы-реки до Иордана. Для совершения обряда чертополох предварительно кладется на семь дней и ночей под подушку. Его не должен никто ни видеть, ни трогать. На восьмую ночь, последнюю на святках, приносят чертополох к старушке-переходнице. Она варит его, с особенными обрядами, с воском и ладоном. Вываренная вощанка зашивается в ладонку.

Cказания русского народа собранные Иваном Петровичем Сахаровым

Крапива
, по народному преданью, обладает свойством определять, будет ли больной жить или умрёт. Для этого надо в свежую мочу больного положить крапивы и дать постоять некоторое время. Если, спустя сутки, крапива высохнет, сожмётся и потеряет цвет, то больной умрёт. Когда же крапива останется зелёной и не потеряет свежести, то скоро наступит выздоровление. А ещё крапиву применяют от ломоты, ревматизма и простуды.

Любовные яблоки
— через них можно получить любовь желанной девушки. Для этого надо разрезать яблоко пополам, в середину положить записку с именем любимой и положить на солнце. По мере того, как яблоко будет сохнуть, будет страдать и любимая девушка. Когда же яблоко совсем высохнет, девушка сама прибежит к своему воздыхателю.

Читать так же:  Аихризон укоренение ростков поэтапно. Аихризон — фото и уход в домашних условиях. Денежное дерево или нет

Петуния
— это известное садовое растения. Ему приписывали свойство оберегать человека от опьянения. Если вы отправляетесь на пирушку или на важную встречу, где необходимо много выпить, но при этом сохранять ясную голову, то здесь поможет только петунья. Необходимо за час до выпивки принять две ложки порошка этой травы и запить ложкой оливкового масла. Теперь можно смело пить сколько угодно и оставаться совершенно трезвым.

1322680913_1306264355_206598408_1-2224185

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».

Существовало поверье, что если освятить водой корень адамовой головы, собранный в день Ивана Купала , и положить на или под престол в церкви, а через сорок дней забрать себе, то можно увидеть нечистую силу , чтобы, например, украсть у лешего шапку-невидимку , как считали в Вологодской губернии . Считалось, что если дать выпить настой из это травы человеку, то он «обличит» «который человек порчен и кто портит» .

Также полагали, что адамова голова заживляет раны, облегчает роды, укрепляет мельничные запруды и внушает храбрость. В Пермской губернии его вместе с петровым крестом зашивали в ладанку , которую вешали на шею корове, чтобы защитить от чумы . В Нижегородской губернии адамову голову и петров крест, чтобы уберегтись от болезней, зашивали в рубаху по швам или обшивали крест. Охотники окуривали адамовой головой, собранной в день Ивана Купала и хранимой до Великого четверга , пули и силки .

Примечания

Отрывок, характеризующий Адамова голова (растение)

Сущности приходили ко мне днём и ночью, молодые и старые, мужские и женские, и все просили помочь им говорить с их дочерью, сыном, мужем, женой, отцом, матерью, сестрой… Это продолжалось нескончаемым потоком, пока, под конец, я не почувствовала, что у меня нет больше сил. Я не знала, что, входя с ними в контакт, я должна была обязательно закрываться своей (к тому же, очень сильной!) защитой, а не открываться эмоционально, как водопад, постепенно отдавая им всю свою жизненную силу, которую тогда ещё, к сожалению, я не знала, как восполнять.
Очень скоро я буквально не имела сил двигаться и слегла в постель… Когда мама пригласила нашего врача, Дану, проверить, что же такое снова со мной стряслось, та сказала, что это у меня «временная потеря сил от физического переутомления»… Я не сказала никому ничего, хотя прекрасно знала настоящую причину этого «переутомления». И как делала уже давно, просто честно глотала любое лекарство, которое прописала мне моя двоюродная сестра, и, отлежавшись в постели около недели, опять была готова на свои очередные «подвиги»…
Я давно поняла, что искренние попытки объяснений того, что по-настоящему со мной происходило, не давали мне ничего, кроме головной боли и усиления постоянного наблюдения за мной моих бабушки и мамы. А в этом, честно говоря, я не находила никакого удовольствия…
Моё долгое «общение» с сущностями умерших в очередной раз «перевернуло» мой и так уже достаточно необычный, мир. Я не могла забыть того нескончаемого потока глубокого людского отчаяния и горечи, и всячески пыталась найти хоть какой-нибудь способ им помочь. Но дни шли, а я так ничего и не смогла придумать в одиночку, кроме, как опять же – действовать тем же способом, только уже намного осторожнее тратя на это свою жизненную силу. Но так как относиться спокойно к происходящему я никак не могла, то всё же продолжала выходить на контакты и пыталась помочь, как могла, всем отчаявшимся в их беспомощности душам.
Правда, иногда бывали и забавные, почти что смешные случаи, об одном из которых мне хотелось здесь рассказать…

На дворе был серый пасмурный день. Низкие набрякшие водой свинцовые тучи еле-еле тащились по небу, грозясь в любой момент разразиться «водопадным» ливнем. В комнате было душно, не хотелось ничем заниматься, только лежать, уставившись в «никуда» и ни о чём не думать… Но дело в том, что именно не думать-то я никогда и не умела, даже тогда, когда честно пыталась расслабиться или отдыхать. Поэтому я сидела в своём излюбленном папином кресле и пыталась прогнать своё «муторное» настроение чтением одной из своих любимых «положительных» книг.

Среди широко применяемых народной медициной натуральных средств особое внимание привлекает мандрагора лекарственная, относящаяся к

Легенды о мандрагоре

Отличительным признаком этого многолетнего травянистого растения, именуемого «мужской корень», «кукушкины сапожки», «адамова голова», «енотовые ягоды», является толстый прямой корень, напоминающий человеческую фигуру, что стало предметом для множества суеверий, вымыслов и легенд. Одна из них гласит, что мандрагора лекарственная при выкапывании ее из земли издает крик, способный свести человека с ума либо убить его. Поэтому в давние времена для добычи «ведьминого цветка» (так прозывали мандрагору в народе) применялся специальный защитный обряд. Выкапывать растение мог только человек знающий. Делал он это не собственноручно (чтобы не принять от растения смерть), а привязывал к нему голодную собаку, в удалении от которой бросал кость. Животное изо всех сил тянулось к пище и, таким образом, вытягивало из земли магический корень, после чего погибало.

Этот магический корень

Корень растения добывался для проведения различных магических ритуалов, считался очень сильным оберегом и более всего ценился, если максимально точно передавал форму тела человека, особенно с различием пола: женского и мужского. Считается, что мужчин нужно лечить мужской мандрагорой, а женщин — женской.

Травники толченым корнем растения лечили карбункулы, больные суставы, слоновую болезнь. Шаманы применяли галлюциногенные свойства мандрагоры для астральных путешествий в другой мир.

Описание растения

Мандрагора лекарственная (фото можно увидеть в статье) в природных условиях встречается на территории Средней Азии, Гималаев, Средиземноморье, Закавказье, Среднем и Ближнем Востоке.

1496557-5186707

Предпочитает хорошо дренированные песчаные и суглинистые земли. Любит обилие солнца, также способна расти в полутени. Характеризуется длинным (около 1 метра) корнем, помогающим растению пережидать длительные засушливые периоды. При температуре ниже -15 о С погибает. Стебель у растения отсутствует либо очень короткий. Листья крупные (около 80 см в длину), имеют овальную или ланцетную форму, собраны в прикорневой розетке, характеризуются резким неприятным запахом.

Цветки одиночные, состоят из крупной 5-раздельной чашечки и колокольчатого 5-лопастного венчика. В начале цветения (в мае) характеризуются светло-зеленой окраской, которая ближе к осени становится фиолетовой. Плод выглядит как крупная оранжевая либо желтая ягода, характеризуется приятным фруктовым ароматом и внешне напоминает небольшое яблоко или физалис. По вкусовым ощущениям напоминает помидор.

Химический состав

Народная медицина сумела выявить в ядовитой мандрагоре полезные для организма свойства и в своих рецептах использует все части растения. В корне и плодах имеются психоактивные высокотоксичные алкалоиды:

1496533-4345033

Мандрагора лекарственная (фото передает скромную привлекательность растения) характеризуется успокаивающим, болеутоляющим, холагенным, снотворным действием. По фармакологическим свойствам растение приближено к белладонне, дурману, белене.

Алкалоиды, входящие в его состав, подавляют функциональность центральной нервной системы, поэтому растение характеризуется снотворным действием.

Лечебные свойства корня

Корень мандрагоры применялся для снятия зубной боли, лечения геморроя и осложнений, возникающих в процессе родовой деятельности. Его перетирали до порошкообразного состояния и добавляли к пиву. Этот же напиток рекомендовался при болезнях желудочно-кишечного тракта. Отваренный в молоке корень мандрагоры помогал в качестве припарки при незаживающих хронических язвах.

1496538-1545045

Свежевыжатый сок корня помогает утихомирить боль при ревматизме и подагре. Великий Авиценна советовал его как действенное средство для выведения веснушек и лечения кровоподтеков. «Слезы мандрагоры» подмешивали в бокал с вином и давали в качестве анестезирующего средства при проведении хирургических операций. В соединении с медом и молоком в измельченном виде корень растения прикладывали наружно к опухолям, отечным местам, уплотненным железам. В сушеном виде применяли при заболеваниях ЖКТ, а также суставно-мышечных болях.

С давних времен растению приписывались свойства афродизиака: горсть измельченного корня добавлялась в бутылку с вином. Напиток настаивался в течение недели. Для улучшения вкуса в него добавлялось 2-3 палочки корицы и столовая ложка шафрана. Также считалось, что мандрагора лекарственная, польза которой была доказана еще научными светилами древности, помогает при бесплодии и угнетает рост раковых клеток.

Методы лечения мандрагорой

Головные боли, язвы, открытые раны, болезни печени и селезенки излечивались лекарством, в состав которого входили сухие плоды мандрагоры, опийный мак, цветы циперуса, гармала обыкновенная и корица, предварительно перетертые в порошок и соединенные в равных частях.

Отвар из мандрагоры применялся при болезненных проявлениях в конечностях, зоне крестца, а также для лечения лихорадочных состояний. Листья растения в свежем виде помогали от зубной боли. Для этого их требовалось тщательно разжевывать. Дым от сжигания листьев растения помогал в лечении кашля и головной боли.

1496603-6143457

В малых дозах мандрагора лекарственная помогает при фобиях, тоске и депрессии. Еще Гомер в своих произведениях описывал, дым от горящих корней растения применялся для окуривания эпилептиков. Для быстрого засыпания достаточно было перед сном подержать в руке яблоко мандрагоры либо выпить бокал вина, содержащий порошок сушеного корня мандрагоры, плюща, белены белой и солодки по одной щепотке.

Мандрагора против болезней

В давние времена мандрагора лекарственная, описание которой было хорошо известно еще древним лекарям, считалась универсальным лекарственным средством и помогала в лечении:

  • депрессивных состояний,
  • абсцессов,
  • воспалений глаз,
  • опухолей,
  • подагры,
  • кожных воспалений,
  • геморроя,
  • импотенции,
  • головных болей,
  • судорог,
  • змеиных укусов,
  • пищевых отравлений,
  • мозолей,
  • глистов,
  • потери речи,
  • открытых ран и прочее.

Также мандрагора использовалась для нормализации менструального цикла.

Мандрагора лекарственная: действие растения

В современной медицине экстракт корня входит в состав болеутоляющих, снотворных и антиспазматических лекарственных препаратов. Мандрагора лекарственная, применение которой было широко востребовано несколько столетий назад, помогает при нарушениях работы желудочно-кишечного тракта, болях различного характера, в лечении витилиго и других кожных патологий. Листья растения обладают холодящим эффектом, поэтому вытяжка на их основе добавляется в гели и мази для лечения наружных ран.

1496544-7194607

Сегодня в народной медицине заготовка мандрагоры производится без применения мистических ритуалов. Корни выкапываются вручную в конце августа — начале сентября, после того, как мандрагора отцвела. Содержащиеся в ее составе алкалоиды хорошо изучены современной медициной и применяются узконаправленно, для понижения внутренней секреции, кислотности, кишечной и желудочной активности, а также снятия спазмов.

Сбор листьев растения лучше производить до созревания плодов. Сушить сырье рекомендуется в хорошо проветриваемом месте, без попадания прямых солнечных лучей. В готовом виде его можно использовать для курения вместо обыкновенного табака, в составе курительных смесей либо в качестве ладана и благовония.

Рецепт настойки и мази

Для приготовления настойки требуется залить спиртом в соотношении 1 к 4 очищенный и измельченный корень растения. Дать настояться в течение 15 дней. В готовом виде препарат рекомендуется принимать при бессоннице, подагре и ревматизме по 3-8 капель, разбавленных с водой.

1496567-5460873

Чтобы приготовить лечебную мазь на основе мандрагоры, требуется настойку растения соединить с нутряным жиром в пропорции 1 к 5 и применять наружно для утоления болевых ощущений.

Для лечения ушибов и травм эффективно применение примочек из свежего сока, соединенного с водой в соотношении 1 к 5. Либо можно применить спиртовую настойку, разведенную с водой из расчета 1 к 10.

Мандрагора лекарственная: противопоказание к применению

Мандрагора очень ядовита. Основной ущерб мозгу наносит вещество скополамин. Ее бесконтрольное самостоятельное употребление может привести к нарушениям работы мозга, галлюцинациям, потере памяти, коматозному состоянию, остановке дыхания и летальному исходу. Признаками отравления мандрагорой является тошнота, рвота, чувство сонливости, пошатывание при ходьбе, расширенные зрачки, сухость во рту, приступы удушья. Беременным женщинам, кормящим мамам и детям мандрагору употреблять нельзя.

Свежие плоды растения содержат небольшое количество алкалоидов, поэтому их потребление не несет здоровью никакой опасности.

Современная медицина может предложить широкий ассортимент препаратов аналогичного действия, более безопасных для здоровья. Поэтому при выборе между препаратами на основе мандрагоры либо другими средствами с соответствующим лечебным эффектом лучше предпочесть второй вариант.

Приметы, связанные с мандрагорой

С давних времен известно, что мандрагора лекарственная, свойства которой нашли свое основное применение в медицинской области, помогает в проведении финансовых операций, поэтому знающие люди использовали ее в качестве талисмана. Особенно это касалось нелегальных, подпольных сделок, что уберегало их от раскрытия. Если корень положить в одном месте с деньгами, то их количество увеличится вдвое.

Корень растения способен подарить своему владельцу достаток, власть, богатство при условии, что хозяин никогда не будет с ним расставаться: ни ночью, ни днем. Использование мандрагоры в качестве домашнего талисмана нуждается в особом отношении к нему. Фигурку нужно нарядить в одежды и хранить дома в потаенном месте, подальше от посторонних взглядов. Во время домашних трапез следует посадить человечка на почетное место, угостить сначала его, а затем и себя. По субботам талисман рекомендуется купать в вине, а в первый день новой луны обряжать в новые одежды. Считается, что мандрагора лекарственная способна помочь в поисках клада, может предсказывать будущее.

Другие названия растения:

адамова голова, кукушкины сапожки, любовные яблоки, мужской корень, пупочник, пустосел, сонное зелье, трава-покрик, шишкарник, яблоки дьявола.

Читать так же:  Антуриум: болезни и другие проблемы выращивания в домашних условиях. Как спасти антуриум? Остался пенек с листьями Как реанимировать цветок антуриум

Краткое описание мандрагоры лекарственной:

Мандрагора лекарственная (адамова голова)

– это многолетнее растение, родственное белладонне. Мандрагора способна выдерживать длительную летнюю засуху, оставляя на поверхности земли лишь розетку листьев, поднимающихся на большую высоту. Ее корень, углубляющийся на глубину до 2 м, имеет темно-коричневый цвет снаружи и белый внутри; он удивительным образом раздваивается, становясь похожим на туловище человека.

По бокам от «туловища» располагаются по одному побочному корню, напоминающие руки. Мандрагора – бесстебельное растение с крупными овальными листьями, собранными в прикорневую розетку, диаметром до 1,6 м. Цветки мандрагоры лекарственной имеют фиолетовый цвет и появляются осенью, а цветки дикого вида появляются весной и имеют светло-зеленоватый оттенок. Плоды напоминают маленькие желтые яблоки и издают сладкий и нежный запах. Именно плоды этого растения египтяне считали средством, возбуждающим чувственность, к ним же, в свою очередь, эти знания перешли от арабов, называвших эти плоды «яблоками дьявола» из-за вызываемых ими возбуждающих снов. Весенняя мандрагора (Mandragora vernalis) считается мужским видом и произрастает в более северных районах. От женской, или лекарственной, мандрагоры мужская отличается также более толстым корнем – беловатого цвета как снаружи, так и изнутри; ярче выраженным неприятным, одуряющим, возбуждающим запахом, который распространяется от листов и цветов растения; наконец, его плоды значительно больше, чем у мандрагоры женской разновидности. Однако оба вида растения являются в равной степени гермафродитами. Растение обладает сильным и неприятным запахом. Его ягоды светятся на рассвете из-за присутствия в них фосфора.

Признаки, по которым надо было искать мандрагору, знал и описал Диоскорид. В XVIII веке с ней познакомился Карл Линней и назвал ее мандрагора целебная. Другие ботаники позже описали два ее вида – осеннюю и весеннюю. Оба вида очень похожи на белладонну. У мандрагоры осенней цветки фиолетовые, у весенней – светло-зеленые, а листья, в отличие от белладонны, не на стебле, а растут от основания корня.

Но мандрагора исчезла, и был период, когда не могли ее найти. Неожиданно в 1902 году поиски привели к успеху. На берегу Средиземного моря обнаружили почти древнюю мандрагору – ее ближайшую родственницу – скополию карниолийскую, затем в Гималаях нашли скополию светло-желтую. В Китае еще в 1872 году Пржевальский описал скополию тангутскую.

Места произрастания:

Вид лекарственной мандрагоры произрастает в Южной Европе и, особенно обильно, в Калабрии и на Сицилии. С большим трудом удалось разыскать и волшебную мандрагору. Два ее вида – целебная и осенняя – растут в Южной Европе и на Ближнем Востоке. Их очень трудно найти, потому что надземная часть быстро увядает. Растет мандрагора и в Туркмении. Весной на ней созревают грозди съедобных, пахнущих дыней оранжевых плодов.

Заготовка мандрагоры:

С лекарственной целью используют корень растения. Парацельс рассказывал о своеобразном способе вырывания растения из земли. По его мнению, это можно делать только вечером, склонившись в направлении заходящего солнца, отворачивая лицо от растения. Собирают в день Купалы и хранят скрытно до Великого четверга. Считалось, что, если в этот день окурить мандрагорой ружье, охота будет удачной.

Химический состав мандрагоры лекарственной:

Химическое исследование корней мандрагоры установило в них наличие алкалоидов атропина, гиосциа-мина и скополамина и других, среди которых – мандрагорин, характерный только для этого растения.

Корни, плоды и семена содержат алкалоиды: атропин, гиосциамин, мандрагорин, скополамин и др.

Все эти действующие вещества формируют основу химического состава мандрагоры лекарственной (адамовой головы).

Фармакологические свойства мандрагоры лекарственной:

Фармакологические свойства мандрагоры определяются ее химическим составом. Мандрагора обладает болеутоляющим, успокаивающим, снотворным, холагонным, наркотическим и настолько сильным анестезирующим свойством, что человек, находящийся под ее воздействием, кажется мертвым.

Вероятно, мандрагора возбуждает чувственность; вызываемые ею видения, галлюцинации и бредовые состояния могут привести к слабоумию, что в свое время было замечено Гиппократом. Ассирийцы использовали ее как снотворное и обезболивающее средство. Гиппократ уточнял, что в малых дозах она является эффективным средством от страха и депрессии. В более значительных количествах она вызывает странные сенсорные впечатления, близкие к галлюцинациям. В еще более крупных дозах мандрагора оказывает седативное и снотворное действие и, наконец, вызывает глубокий сон, сопровождающийся полной бесчувственностью. Гомер упоминал, что эпилептиков лечили вдыханием паров мандрагоры. По фармакологической активности экстракты корней мандрагоры близки к белладонне, белене, дурману. Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антиспазматических средств при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при мышечных, суставных и невралгических болях.

Мандрагора разжижает слизь.

Применение мандрагоры в медицине, лечение мандрагорой:

Растения известны со времен Диоскорида. Из корней делали мази и напитки для специальных ритуалов, подобно тому как в Средние века использовали красавку и белену. В Средние века мандрагору использовали в сиропах и других препаратах, принимавшихся против бессонницы и разного рода болей. Для того чтобы быстро уснуть, достаточно было подержать в руке перед сном мандрагоровое яблоко. Кожура корневища и сок, смешанные с коньяком, давали больным перед операцией в качестве анестезии.

В Средние века в ходу было учение о подобии. В соответствии с ним люди верили, например, что ядрами грецкого ореха, напоминающими полушария мозга, можно лечить головную боль. Поэтому похожий на человечка корень мандрагоры считался средством от всех на свете болезней. А еще из него изготавливали любовные зелья и средства, с помощью которых будто бы легко находить клады. И ни один уважающий себя колдун не показывался на людях без магического корня. Издавна мандрагору использовали в народной медицине. Древнегреческий естествоиспытатель и философ, один из первых ботаников – Теофраст писал о ее снотворном действии, предупреждая, что в больших дозах снадобья из мандрагоры могут привести к смерти. Сейчас известно, что мандрагора, как и многие пасленовые, содержит ядовитые вещества, которые вызывают галлюцинации.

Считалось, что это растение может вылечить все недуги – от сумасшествия до бессонницы. Ее «яблоки» (оранжевые плоды) усиливали, как считалось, половое влечение, помогали от бесплодия.

Святая аббатиса Гильдегарда (1098–1178), жившая в построенном на собственные средства монастыре Рупертсберг близ Бингена, славилась как пророчица. Гильдегарда рекомендовала тут же положить вырытый корень в ключевую воду, тогда «вся злость и противное из нее исчезнут». Она предписывала употреблять соответствующие части фигурки корня от болезней различных частей тела: при головной боли – «голову», при болях в горле – «шею» и т. д.

А если «…кто-нибудь пребывает в плохом настроении и не находит себе покоя вследствие грусти и печали, пусть положит мандрагору себе в постель свою, чтобы растение от его пота согрелось».

Как галлюциноген мандрагора использовалась в чае (в очень малых дозах) – поскольку имеет огромную силу как мистическая трава, вызывающая видения и способствующая их проявлению в реальности.

Лекарственные формы, способ применения и дозы препаратов мандрагоры лекарственной:

Из корня мандрагоры изготавливаются эффективные лекарственные препараты и формы, применяемые при лечении многих заболеваний. Рассмотрим основные из них.

В малых дозах мандрагора используется в качестве антидепрессанта, а в более значительных – оказывает седативное и снотворное действие.

Настойка корня мандрагоры:

Настойка корня мандрагоры: измельченный корень настоять на спирту в соотношении 1:4 в течение 15 дней, процедить. Принимать по 3–10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре. Настойка мандрагоры входит в состав лекарств против витилиго и воздушной болезни.

Масло из корня мандрагоры:

Масло из корня мандрагоры: смешать с настойкой мандрагоры нутряной жир в соотношении 1:5. Применять как наружное болеутоляющее средство при ревматизме и подагре.

Измельченное растение мандрагоры:

Измельченное свежее растение мандрагоры вместе с молоком и медом применять в виде повязок как размягчающее средство при уплотнениях желез, опухолях и отеках.

Противопоказания мандрагоры лекарственной:

Мандрагора является очень ядовитым растением. Признаками отравления являются: тошнота, рвотные спазмы, ослабление мышц (ощущение «ватности»), сонливость, галлюцинации. Есть вероятность впадения в коматозный сон.

Немного истории:

Мандрагора – символ Великой Матери, дарительницы жизни. Эмблема Цирцеи. В европейской символике мандрагора олицетворяет зачатие и плодовитость, а также обладает волшебной силой. Заговорное растение. Мандрагору сравнивали с духом мертвых. Прежде всего об этом говорит ее древнее латинское наименование – Atropa, перешедшее затем к белене, которая характеризовалась несколько похожими свойствами. На протяжении многих тысячелетий и вплоть до недавнего времени мандрагора считалась растением по преимуществу священным. Магические свойства корня мандрагоры, похожего на человеческую фигурку, очень ценились в Средние века. Тогда верили, что он дарует молодость и здоровье, красоту и любовь, счастье и богатство. Чем сильнее и непонятнее действовало растение, тем больше приписывали ему магических свойств, тем больше о нем складывалось легенд. В этом отношении, пожалуй, ни одному растению так не «повезло», как мандрагоре. Слишком большая слава оказалась для нее печальной: два вида мандрагоры, особенно ценившиеся, едва не исчезли с лица земли.

Много ходит легенд о происхождении мандрагоры и об ее свойствах. Древние арабы и немцы верили в мандрагору, демонических духов, напоминавших маленьких безбородых человечков, которые обитали в этих растениях. В Древней Греции мандрагору называли растением Цирцеи, богини ведьм, которая готовила из корня сок и воспользовалась им, чтобы превратить спутников Одиссея в свиней. Говорят, что средневековые ведьмы по ночам собирали корни под виселицами, на которых умирали нераскаявшиеся преступники, порочные с самого рождения. Подразумевалось, что корень вырастает из того места, куда просачивается сперма и истлевающее тело преступника. Мандрагора имеет репутацию растения, способного усиливать любовное влечение и плодовитость, известного под названием любовных яблок. В Книге Бытия бесплодная Рахиль, жена Иакова (Израиля), съела корни мандрагоры и зачала Иосифа. Мандрагору дают женщинам, чтобы они рожали как можно больше сыновей, арабские мужчины носят корни мандрагоры в качестве амулетов, чтобы усилить свою мужественность. Из легенд известно, что мандрагора сжимается при приближении человека. Прикосновение к ней может быть роковым. Для того чтобы добыть корень мандрагоры, использовался метод, описанный Теофрастом (372–287 до н.э.).

Вырывать мандрагору можно только вечером. Прежде всего целитель должен склониться в направлении заходящего солнца и воздать должное божествам ада. После этого железной шпагой, никогда не бывшей в употреблении, необходимо начертить три магических круга вокруг стебля мандрагоры, отворачивая лицо во избежание зловещих эманаций, которые проникают в тело, раздувая его (если не принять меры предосторожности и не смазать тело растительным маслом). Затем лучше всего не участвовать в вырывании растения, а привязать к растению собаку и бросить ей кусок мяса, до которого она бы не смогла дотянуться. Потянувшись за мясом, собака вырвет корень из земли, приняв на себя всю негативную энергетику. Выдернутая с корнем мандрагора кричит и сочится кровью, а тот, кто вырывает ее, умирает в мучениях. Также верят, что корень может предсказывать будущее: он качает головой в ответ на задаваемые вопросы.

Легенда о том, что мандрагора вырастает из семени повешенных убийц, иллюстрирует переход от идеи, что растение в форме человека могло приносить магическую пользу, к идее, что оно представляет демонические силы.

В бытовой символике мандрагора представляла отрицательные и мелкие стороны души.

Мандрагоре приписывалось уж слишком большое могущество, и она в конце XVI века исчезла и из аптек, и с европейского рынка, преследуемая собирателями и торговцами ее корней.

Рассказы о ней, однако, не прекратились. Наоборот, их стало больше. И так как найти мандрагору очень трудно, ее начали подменять разными подделками. Из корней брионии, женьшеня, имбиря, белладонны и других растений вырезали фигурки, похожие на маленьких человечков, вставляли в их «голову» ячменные или просяные зерна и закапывали во влажный песок.

Зерна прорастали, «голова» человечка покрывалась «волосами».

Фигурки мыли в вине, наряжали, словно кукол, и продавали за большие деньги, уверяя, что они помогают приоткрывать завесу будущего, приносят счастье, умножают богатство, привораживают возлюбленных. Вот что писал о мандрагоре Папюс в «Черной и белой магии»: Одно из 12 растений Розенкрейцеров. Неблагоприятное. Способно вызывать сумасшествие, если не будет поправлено солнцем, и в таком случае получается хорошее наркотическое средство. Применялось германцами для изображения домашних богов – Альрунов. Колдуны употребляли ее, чтобы отправляться на шабаш. Как гласило распространенное поверье, мандрагору использовали как «куклу» в колдовстве вуду, ведьмы могли колдовать, представляя «фигуру» того, против кого направляли свою магию. В то место, которое ведьма повреждала у мандрагоры, неизбежно будет ранен и человек. В Германии крестьяне изготовляли из зерен проса глаза для своих мандрагор и обходились с ними очень любезно: купали, одевали, заботливо укутывали на ночь, иногда уложив в гроб. Все это они делали, чтобы получить возможность советоваться с мандрагорой по важным вопросам.

Во Франции эти растения считали близкими эльфам и называли рукой славы. Их частенько прятали в тайных шкафчиках, так как обладать мандрагорой было опасно – ее владельца могли преследовать за колдовство.

Корень мандрагоры – могущественный сгуститель астрала. Свойственная ему форма человека указывает на специальные качества и выдающуюся энергию. Эта форма послужила основанием для сумасшедших теорий некоторых магов, желавших найти в нем жизненный эликсир или делать фальшивые терафимы (приборы для гадания).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *