- Безударная проверяемая гласная в корне слова.
- Безударная непроверяемая гласная в корне слова.
- Чередующиеся гласные в корне слова.
- Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.
Безударная проверяемая гласная в корне слова
Чтобы верно написать безударную проверяемую гласную в корне слова, следует подобрать такое однокоренное слово или изменить само слово так, чтобы на данную гласную падало ударение.
Внимание!
Нельзя проверять глагол одного вида глаголом другого вида, например: опоздать — опаздывать.
В данном случае следует подобрать однокоренное слово другой части речи или изменить глагол, не изменяя его вида.
Безударная непроверяемая гласная в корне слова
В данной орфограмме слова невозможно проверить путем подбора однокоренных слов или изменением самого слова. В данном случае написание того или иного слова следует запомнить. Такие слова называют словарными.
Например: вокзал, атмосфера и т.д.
Чередующиеся гласные в корне слова
В данной орфограмме написание буквы не зависит от ударения и ударением проверить ее нельзя. Написание чередующихся гласных зависит от нескольких условий, а потому их можно разделить на несколько групп:
- написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-;
- написание зависит от ударения;
- написание зависит от конечной согласной корня;
- написание зависит от значения слова.
Написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-
В эту группу включено правописание таких корней, как -кас-/-кос(н)- и всех корней с чередованием е/и.
Кас-/-кос(н)-: если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, есди данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.
Корни с чередованием и/е (-бер-/-бир; -дер-/-дир-; -тер-/-тир-; -пер-/-пир-; -мер-/-мир-; -стел-/-стил-; -жег-/-жиг-; -чет /-чит-; -блест-/-блист-): если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, если данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.
Написание зависит от ударения
В эту группу включено правописание таких корней, как -гар-/-гор, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-, -скоч-/ (-скач-), -гар-/-гор-: под ударением пишется -а-, без ударения пишется -о-.
Исключения: выгарки, пригарь. -зар-/-зор-: под ударением пишется -о-, без ударения — -а-.
Исключения: зоревать, зоревой, зорянка.
Клан-/-клон-; -твар-/-твор-: под ударением пишется -а- и -о-, без ударения — -о-.
Скоч-/-скак- (-скач-): в безударном положении перед к пишется -а-, а перед ч пишется -о-.
Исключения: скачок, скачу, скачкообразный.
Написание зависит от конечной согласной корня
В эту группу включено правописание таких корней, как -лаг-/-лож- и -раст- (-ращ-)/-рос-.
-лаг-/-лож-: перед г пишется -а-, перед ж пишется -о-.
Исключения: Ростов, Ростислав, отрасль, ростовщик, росток.
Написание зависит от значения слова
В эту группу включено правописание таких корней, как -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-.
-равн-/-ровн-: если корень имеет значение «ровный, гладкий, прямой», то пишется -о-, если значение «одинаковый, наравне», то пишется -а-.
Исключения: равнение, равняться, равнина, сровнять с землей, ровесник, поровну.
Мак-/-мок-: если корень имеет значение «пропускать, впитывать жидкость», то пишется -о-, если имеет значение «погружать в жидкость», пишется -а-.
Корни -плов-/-плав- (-плыв-)
В отдельную группу можно отнести корни -плов-/-плав- (-плыв-), в которых в словах пловец, пловцы, пловчиха всегда пишется -о-, в слове плывуны всегда пишется -ы-, в остальных случаях пишется -а-.
4. Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные
После русскоязычных приставок, окачивающихся на согласную, в корне слова начальная и меняется на ы.
Например: подыграть, предыдущий, безысходный.
Исключениями являются приставки меж- и сверх-, которые не меняют гласную.
Например: сверхинтересный, межинститутский.
Кроме того, исключением является слово взимать.
После иноязычных приставок (дез-, транс-, суб-, контр-) начальная корневая гласная И не меняется на Ы.
Например: дезинфекция, контригра, трансиндийский.
Внимание!
Следует отличать сложные и сложносокращенные слова от слов с приставками, окачивающимися на согласную.
В сложных и сложносокращенных словах начальная И корня не меняется на Ы.
Например: спортинвентарь, двухигольчатый.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» п. Тюльган Оренбургской области
Технологическая карта урока
Фролова Елена Юрьевна
учитель начальных классов
Предмет:
русский язык (УМК «Школа России»)
Класс:
2 класс
Тема урока
:
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне
Тип урока
:
урок открытия нового знанияОборудование:
Учебник «Русский язык 2 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Мультимедийный проектор, учительский компьютер
Презентация
Цели урока
достижение планируемых результатов посредством
технологии проблемного диалога, технологии критического мышления
Задачи:
1.Формировать предметное умение: писать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне
2.Формировать УУД:
Формулировать проблемный вопрос; выдвигать гипотезы и их обосновывать; формулировать познавательную цель (Познавательные УУД);
Составлять последовательность действий; оценивать результат деятельности (Регулятивные УУД)
Мотивация к учебной деятельности
Слайд 1
Вот звонок раздал сигнал,
Поработать час настал,
Так что время не теряем
И урок наш начинаем.
Ребята, сегодня предлагаю провести наш урок под таким девизом.
Умей работать, умей и помощников подбирать.
Какие помощники мы обычно используем на уроке русского языка?
В чем нам помогают правила?
В чем нам помогают слова?
Вот со словами мы сегодня и поработаем.
Слова, правила, вопросы…
Написать слова, предложения без ошибок
Проверить написание слов…
Минутка чистописания
.
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Запишите в тетради строчные буквы а, о, у, е, и, я
Что вы знаете об этих буквах? Давайте соберем ваши идеи в корзинку.
Найдите лишнюю букву.
Почему она лишняя?
—
С какими орфограммами мы работали на последних уроках?
Буквы, каких звуков мы проверяли?
Где находится безударный главный?
Как мы его проверяем?
Чем проверяем безударный гласный звук в корне?
Что мы уже знаем?
Записывают в тетради: дату, классная работа
Гласные, смягчают или делают твердым согласный, образуют слог, бывают ударными и безударными.
Подчеркивают «лишнюю» букву у.
Нет сомнения в написании, а остальные требуют проверки.
Самооценка
С безударными гласными в корне слова.
В корне слова
Подбираем проверочное слово, меняем форму слова.
Ударением.
Знаю, как проверить безударную гласную
III
. Создание проблемной ситуации
Предложение на доске:
На даче в л_су были разные птицы: с_роки, стр_жи, в_робьи и с_ницы.
Прочитайте предложение.
О ком говорится в предложении?
Найдите слова с безударными гласным звуком в корне, которые можно проверить.
Подберите проверочные слова- помощники.
В предложении говорится о птицах, о сороках…
лесу, стрижи
Работа в паре, устно.
лес стриж
Слайд 5
Слайд 6
Какое задание выполняли?
Ко всем ли словам смогли подобрать проверочные слова?
Какие слова вызвали затруднение?
Почему нельзя проверить безударную гласную в таких словах?
А о каких словах будем говорить сегодня?
Давайте определим тему урока.
Что хотим узнать сегодня на уроке?
Продолжите предложение.
Хочу узнать, как писать….
Знаем ли мы с вами написание слов: воробей, синица, сорока? Объясните.
А что делать, если мы затрудняемся написать слово?
Запишите предложение в тетрадь, подчеркните буквы безударных гласных звуков в корне. Проверьте написанное.
Мы подбирали проверочные слова, вставляли безударные гласные.
Нет, ко всем.
Вызвали затруднения слова: сороки, воробьи, синицы.
Нет родственных слов, в которых гласный звук под ударением.
О словах, где безударный гласный звук проверить нельзя.
Безударные непроверяемые гласные звуки в корне слова.
Как написать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.
Воробей-вора бей, синица- синяя головка, сорока-оро
Посмотреть в словаре и запомнить
Записывают предложение
Проверяют. Самооценка
III
. Открытие нового знания
1.
Работа по учебнику.
Стр.104 Вспомните! (читает ученик)
В каких словарях собраны слова с непроверяемым написанием?
В нашем учебнике на с.136 тоже есть небольшой орфографический словарь, где в алфавитном порядке содержатся все слова, которые нам нужно запомнить во 2 классе.
Вы скажете: « Как много слов, как же их все запомнишь?» Для этого нужно тренироваться, много читать, в случае затруднения обращаться к нашему помощнику — словарю. А можно еще играть со словами и тогда, они запомнятся очень быстро.
—
В орфографических словарях.
Обращаются к словарю.
IV
.Физкульминутка.
Игра со словами «Карусель»
1 группа учителя в руках мнемокарточки:
одежда, лопата, пенал, пальто, медведь, лисица
2 группа ученики в руках карточки с буквами:
е, о, и, а
и т.д.
1 группа встают во внутренний круг спиной друг к другу. 2 группа встают во внешний круг лицом к учащимся 1 группы. Начинают движение по часовой стрелке, показывая букву, которую нужно вставить в слово. Самооценка работы
V
. Контроль усвоения новых знаний
Дифференцированная работа
Слайд 7
Со словарными словами можно не только играть их еще можно изучать. Сегодня мы с вами будем создавать словарную страничку для слов из нашего словарика. Прослушайте песенку-загадку. (включить видеозапись)
О чем поется в песенке? А что такое земляника? Известно ли вам написание слова ягода? Вставьте пропущенную букву.
Давайте произнесем слово, в каких слогах есть орфограммы? Кто из вас догадался, какое еще слово спряталось в слове земляника? Как вы думаете, почему эту ягоду так назвали?
Стр.104 упр.164
Посмотрите, какие буквы спрятаны в мнемотабличке на нашей словарной страничке?
Проверим написание по словарю, вставим пропущенные буквы в слове земляника на словарной страничке.
Продолжаем изучать слово. Посмотрите, у вас на страничке есть квадратные скобки. Какое задание нам предстоит выполнить?
Для учащихся со слабой подготовкой.
Задание: выписать из словаря три слова на тему: Растения, разделить слова на слоги.
Посчитайте количество слогов, звуков и букв в слове.
Проверка.
Давайте вернемся на страничку нашего учебника с 104.
Сможем ли мы объяснить происхождение названий таких ягод как черника, голубика, костяника.
Черника и голубика похожие по внешнему виду ягоды, но голубика имеет высокие кусты, более 1 метра, а черника стелется по земле.
Костяника – ягода, которая является близкой родственницей садовой малины.
Все ягоды имеют лечебные свойства, помогают лечить простудные заболевания, зрение, способствуют укреплению организма.
Давайте на свободной строке попробуем составить и записать предложение со словами, над которыми мы поработали.
О землянике. – Это ягода. Показывают карточки с выбором буквы в слове ягода.
В первом и во втором слоге
Ответы детей.
Проверяют по словарю, вставляют буквы
Выполняют звуковой разбор.
[з’имл’ин’ика].
1 у доски. Самооценка деятельности
Земляника: 3 слога, 9 букв, 9 звуков
Самостоятельно. Самооценка
Черника- черная, голубика- голубая, костяника- много косточек.
Составляют предложение и записывают его.
VI
. Домашнее задание
Дифференцированная работа
Слайд 8
1 уровень:
Составить для слова из словаря словарную страничку. Загадка. Слово. Звуковой разбор. Сколько слогов, звуков, букв? Рисунок для оформления странички.
Предложение со словом.
2 уровень:
упр.167 с.105
3 уровень:
выписать из словаря 5 слов на тему «Школа», подчеркнуть непроверяемую гласную, разделить слова для переноса.
VII
. Рефлексия.
Слайд
9
—
Какую тему изучали на уроке?
Все ли слова можно проверить?
Какой помощник нам пригодится для правильного написания слова с непроверяемой гласной в корне?
Слова с непроверяемыми гласными в корне.
Лист самооценки ученика_________________
Критерии: Да + Нет —
На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.
Я выполнил задания без ошибок в тетради.
Я помогал в паре выполнять задания, высказывал свое мнение.
Я оценю свою работу на уроке ________
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Меня удивило….
Мне захотелось…
Самооценка учащихся на лесенке успеха.
Корни с безударными гласными? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах данной статьи. Кроме того, вашему вниманию будут представлены примеры слов, в которых имеются такие гласные.
Общие сведения
Вопрос о правильном написании гласных в корнях возникает потому, что на такие буквы не падает ударение. В связи этим представленную статью мы решили посвятить именно данной теме.
Все слова, имеющие безударную гласную в корне, разделяются на 3 большие группы:
- проверяемая безударная гласная в корне;
- в корне.
Рассмотрим правила, касающиеся данных случаев, более подробно.
Непроверяемая безударная гласная в корне
Как известно, в русском языке существует довольно много правил, которые помогают нам грамотно составлять текст или письмо, а также вести устный диалог. Однако в нем имеется и огромное количество всевозможных исключений. Наверняка каждый помнит, как в общеобразовательной школе учителя по гуманитарному предмету вынуждали нас заучивать такие слова. На первый взгляд это довольно легко. Но на практике очень многие дети начинают путаться и совершать ошибки во время выполнения классного или домашнего задания. В связи с этим некоторые преподаватели рекомендовали обращаться к орфографическому словарю. Ведь без такого издания довольно сложно вспомнить, какая стоит непроверяемая безударная гласная в корне того или иного слова.
Перечень слов, не поддающихся проверке
Далеко не всегда под рукой может находиться орфографический словарь. Именно поэтому, чтобы вспомнить, какие безударные гласные, непроверяемые ударением, ставятся в том или ином слове, предлагаем их полный перечень:
Теперь вам известно, что непроверяемая безударная гласная в корне требует запоминания или наличия орфографического словаря.
Проверяемые безударные гласные
О том, какие безударные гласные в корне проверяются путем подборки специальных слов и как именно это осуществляется, рассмотрим прямо сейчас.
Чтобы правильно написать в корне, к этому выражению следует подобрать проверочное При этом в нем должно падать ударение на ту же самую гласную. Таким образом, в неударном слоге ставится аналогичная буква, что и в ударном проверочного слова.
Примеры подборки однокоренных слов
Должны быть максимально приближенными к проверочным:
- вода — воды — вод;
- уходить — уходит — ход;
- чародей — чары;
- символический — символ;
- леса — лес;
- лиса — лис и пр.
Чередующиеся гласные в корне
В русском языке имеется большое количество слов, которые имеют чередующиеся буквы. Безударные гласные в корне таких выражений проверяются разными способами:
1. Наличием в -а-. К таким корням относятся:
- -жег- — -жиг-;
- -кос- — -кас-;
- -стел- — -стил-;
- -лож- — -лаг-;
- -чет- — -чит-;
- -мер- — -мир-;
- -блест- — -блист-;
- -бер- — -бир-;
- -тер- — -тир-;
- -дер- — -дир-;
- -пер- — -пир-.
Если суффикс -а- имеется, то в корнях следует ставить буквы «а», «и». Если же нет такой морфемы, то «о» и «е».
2. Ударением. К таким корням относятся:
- -твор-, -гор-, -клон- (в таких корнях пишется буква «о»);
- -плав-, -зар- (в таких корнях пишется буква «а»).
3. Буквой, которая следует за гласной. К таким корням относятся:
- -скоч- (в таком корне пишется буква «о»);
- -скак- (в таком корне пишется буква «а»);
- -рос- (перед «с» в корне пишется «о»);
- -ращ-, -раст- (перед «щ» и «ст» пишется «а»).
4. Значением корня. К таким корням относятся:
- -равн- — -ровн-;
- -мак- — -мок- (в словах типа «погружать в жидкость» следует писать «а», а в словах типа «пропускать жидкость» — «о»).
Младшие школьники (2-4 класс) при изучении орфографии обязательно столкнутся с понятием «безударная гласная». Сама по себе она сложностей не вызывает, но когда находится в корне слов, то требует проверки. Но не все такие гласные можно легко проверить. Поговорим в нашей статье о непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Определение
Безударная гласная корня называется непроверяемой, когда ее нельзя поставить в ударное положение (кабине́т — кабине́ты — кабине́та — кабине́тный).
В таких случаях невозможно подобрать проверочное слово (не при изменении формы, не при выборе однокоренного), в котором бы ударение перешло на нужную гласную.
Не существует никаких закономерностей, помогающих проверять корни с такими гласными.
Слова с непроверяемой гласной существуют из-за особенностей русского ударения. Когда ударение постоянное, то в любой форме слова оно остаётся на том же самом слоге, поэтому проверить гласную не получается (капита́н — капита́на — капита́ны — капита́нский). Даже в случаях подвижного ударения, оно может не падать на нуждающуюся в проверке гласную (узело́к — у́зел — узелки́).
Орфограмма
Безударная непроверяемая гласная корня вызывает трудности при правописании, поскольку ее невозможно проверить (только помнить орфограммы).
В безударном положении гласные слышатся нечетко. На слух нельзя понять, какая именно гласная должна быть написана в слове: может слышаться одна, а писать нужно другую.
Непроверяемая гласная никогда не бывает в сильной позиции.
Все слова с гласной в корне, которую нельзя проверить считаются словарными. Их правильное написание нужно только запоминать. Для самопроверки стоит воспользоваться орфографическим словарем.
Существуют упражнения, которые стоит регулярно самостоятельно выполнять. Они помогают заучивать слова с непроверяемыми гласными, Можно записать проблемное слово, выделить нужную гласную, поставить ударение, подобрать несколько однокоренных слов.
Образцы слов
Приведем небольшой список примеров (слов с непроверяемой гласной). Если с ним ознакомиться, можно лучше запомнить некоторые орфограммы:
- На «А»: автомобиль, абажур, аплодисменты, атмосфера;
- На «Б»: бетон, балкон, библиотекарь, бинокль;
- На «В»: ватрушка, велосипед, вермишель, вентиляция;
- На «Г»: гастроном, гардероб, горизонт, гирлянда;
- На «Д»: делегация, дизентерия, дефицит, директор;
- На «Е»: егерь, единица;
- На «Ж»: желать, железка;
- На «З»: завтрак, зефирный;
- На «И»: инженер, истина, информация;
- На «К»: кавычки, конфорка, каравай, конструктор;
- На «Л»: лаборатория, ладонь, линолеум, лимонад;
- На «М»: медаль, мошенник, миниатюра, матрос;
- На «Н»: новелла, нотариус, наваждение;
- На «О»: облако, огурец, олимпиада, оптимизм;
- На «П»: палисадник, планета, привередливый, продюсер;
- На «Р»: реставрировать, режиссер, репетиция, режим;
- На «С»: салфетка, собеседование, снегирь, семинар;
- На «Т»: торжественный, тренировка, тарелка, тротуар;
- На «У»: удовлетворительно, удостоить;
- На «Ф»: фамилия, фиолетовый, фестиваль, фонтан;
- На «Х»: характер, хризантема, хореограф, хомяк;
- На «Ц»: целлофан, церемония;
- На «Ч»: чемодан, человек, чемпион;
- На «Ш»: шеренга, шедевр, шофёр, шпингалет;
- На «Щ»: щекотать;
- На «Э»: экскаватор, эксперимент, эмигрант, этикетка;
- На «Ю»: юбилей;
- На «Я»: якорь, ящерица.