Безударная гласная в корне непроверяемая ударением примеры. Правописание проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова. Проверяемые безударные гласные буквы в корне слова

  • Безударная проверяемая гласная в корне слова.
  • Безударная непроверяемая гласная в корне слова.
  • Чередующиеся гласные в корне слова.
  • Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.

Безударная проверяемая гласная в корне слова

Чтобы верно написать безударную проверяемую гласную в корне слова, следует подобрать такое однокоренное слово или изменить само слово так, чтобы на данную гласную падало ударение.

Внимание!
Нельзя проверять глагол одного вида глаголом другого вида, например: опоздать — опаздывать.
В данном случае следует подобрать однокоренное слово другой части речи или изменить глагол, не изменяя его вида.

Безударная непроверяемая гласная в корне слова

В данной орфограмме слова невозможно проверить путем подбора однокоренных слов или изменением самого слова. В данном случае написание того или иного слова следует запомнить. Такие слова называют словарными.
Например: вокзал, атмосфера и т.д.

Чередующиеся гласные в корне слова

В данной орфограмме написание буквы не зависит от ударения и ударением проверить ее нельзя. Написание чередующихся гласных зависит от нескольких условий, а потому их можно разделить на несколько групп:

  • написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-;
  • написание зависит от ударения;
  • написание зависит от конечной согласной корня;
  • написание зависит от значения слова.

Написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-

В эту группу включено правописание таких корней, как -кас-/-кос(н)- и всех корней с чередованием е/и.

Кас-/-кос(н)-: если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, есди данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.

Корни с чередованием и/е (-бер-/-бир; -дер-/-дир-; -тер-/-тир-; -пер-/-пир-; -мер-/-мир-; -стел-/-стил-; -жег-/-жиг-; -чет /-чит-; -блест-/-блист-): если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, если данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.

Написание зависит от ударения

В эту группу включено правописание таких корней, как -гар-/-гор, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-, -скоч-/ (-скач-), -гар-/-гор-: под ударением пишется -а-, без ударения пишется -о-.

Исключения: выгарки, пригарь. -зар-/-зор-: под ударением пишется -о-, без ударения — -а-.

Исключения: зоревать, зоревой, зорянка.

Клан-/-клон-; -твар-/-твор-: под ударением пишется -а- и -о-, без ударения — -о-.

Скоч-/-скак- (-скач-): в безударном положении перед к пишется -а-, а перед ч пишется -о-.

Исключения: скачок, скачу, скачкообразный.

Написание зависит от конечной согласной корня

В эту группу включено правописание таких корней, как -лаг-/-лож- и -раст- (-ращ-)/-рос-.
-лаг-/-лож-: перед г пишется -а-, перед ж пишется -о-.

Исключения: Ростов, Ростислав, отрасль, ростовщик, росток.

Написание зависит от значения слова

В эту группу включено правописание таких корней, как -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-.
-равн-/-ровн-: если корень имеет значение «ровный, гладкий, прямой», то пишется -о-, если значение «одинаковый, наравне», то пишется -а-.

Исключения: равнение, равняться, равнина, сровнять с землей, ровесник, поровну.

Мак-/-мок-: если корень имеет значение «пропускать, впитывать жидкость», то пишется -о-, если имеет значение «погружать в жидкость», пишется -а-.

Корни -плов-/-плав- (-плыв-)

В отдельную группу можно отнести корни -плов-/-плав- (-плыв-), в которых в словах пловец, пловцы, пловчиха всегда пишется -о-, в слове плывуны всегда пишется -ы-, в остальных случаях пишется -а-.

4. Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные

После русскоязычных приставок, окачивающихся на согласную, в корне слова начальная и меняется на ы.
Например: подыграть, предыдущий, безысходный.

Исключениями являются приставки меж- и сверх-, которые не меняют гласную.
Например: сверхинтересный, межинститутский.

Кроме того, исключением является слово взимать.

После иноязычных приставок (дез-, транс-, суб-, контр-) начальная корневая гласная И не меняется на Ы.
Например: дезинфекция, контригра, трансиндийский.

Внимание!
Следует отличать сложные и сложносокращенные слова от слов с приставками, окачивающимися на согласную.

В сложных и сложносокращенных словах начальная И корня не меняется на Ы.
Например: спортинвентарь, двухигольчатый.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №1» п. Тюльган Оренбургской области

Технологическая карта урока

Фролова Елена Юрьевна

учитель начальных классов

Предмет:

русский язык (УМК «Школа России»)

Класс:

2 класс

Тема урока

:
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

Тип урока

:

урок открытия нового знанияОборудование:

Учебник «Русский язык 2 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий

Мультимедийный проектор, учительский компьютер

Презентация

Цели урока

достижение планируемых результатов посредством

технологии проблемного диалога, технологии критического мышления

Задачи:

Читать так же:  Бражник тату значение. Смысл, история и значение тату мотылек

1.Формировать предметное умение: писать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне

2.Формировать УУД:

Формулировать проблемный вопрос; выдвигать гипотезы и их обосновывать; формулировать познавательную цель (Познавательные УУД);

Составлять последовательность действий; оценивать результат деятельности (Регулятивные УУД)

Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1

Вот звонок раздал сигнал,

Поработать час настал,

Так что время не теряем

И урок наш начинаем.

Ребята, сегодня предлагаю провести наш урок под таким девизом.

Умей работать, умей и помощников подбирать.

Какие помощники мы обычно используем на уроке русского языка?

В чем нам помогают правила?

В чем нам помогают слова?

Вот со словами мы сегодня и поработаем.

Слова, правила, вопросы…

Написать слова, предложения без ошибок

Проверить написание слов…

Минутка чистописания
.

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Запишите в тетради строчные буквы а, о, у, е, и, я

Что вы знаете об этих буквах? Давайте соберем ваши идеи в корзинку.

Найдите лишнюю букву.

Почему она лишняя?


С какими орфограммами мы работали на последних уроках?

Буквы, каких звуков мы проверяли?

Где находится безударный главный?

Как мы его проверяем?

Чем проверяем безударный гласный звук в корне?

Что мы уже знаем?

Записывают в тетради: дату, классная работа

Гласные, смягчают или делают твердым согласный, образуют слог, бывают ударными и безударными.

Подчеркивают «лишнюю» букву у.

Нет сомнения в написании, а остальные требуют проверки.
Самооценка

С безударными гласными в корне слова.

В корне слова

Подбираем проверочное слово, меняем форму слова.

Ударением.

Знаю, как проверить безударную гласную

III

. Создание проблемной ситуации

Предложение на доске:

На даче в л_су были разные птицы: с_роки, стр_жи, в_робьи и с_ницы.

Прочитайте предложение.

О ком говорится в предложении?

Найдите слова с безударными гласным звуком в корне, которые можно проверить.

Подберите проверочные слова- помощники.

В предложении говорится о птицах, о сороках…

лесу, стрижи
Работа в паре, устно.

лес стриж

Слайд 5

Слайд 6

Какое задание выполняли?

Ко всем ли словам смогли подобрать проверочные слова?

Какие слова вызвали затруднение?

Почему нельзя проверить безударную гласную в таких словах?

А о каких словах будем говорить сегодня?

Давайте определим тему урока.

Что хотим узнать сегодня на уроке?

Продолжите предложение.

Хочу узнать, как писать….

Знаем ли мы с вами написание слов: воробей, синица, сорока? Объясните.

А что делать, если мы затрудняемся написать слово?

Запишите предложение в тетрадь, подчеркните буквы безударных гласных звуков в корне. Проверьте написанное.

Мы подбирали проверочные слова, вставляли безударные гласные.

Нет, ко всем.

Вызвали затруднения слова: сороки, воробьи, синицы.

Нет родственных слов, в которых гласный звук под ударением.

О словах, где безударный гласный звук проверить нельзя.

Безударные непроверяемые гласные звуки в корне слова.

Как написать слова с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.

Воробей-вора бей, синица- синяя головка, сорока-оро

Посмотреть в словаре и запомнить

Записывают предложение

Проверяют. Самооценка

III

. Открытие нового знания

1.
Работа по учебнику.

Стр.104 Вспомните! (читает ученик)

В каких словарях собраны слова с непроверяемым написанием?

В нашем учебнике на с.136 тоже есть небольшой орфографический словарь, где в алфавитном порядке содержатся все слова, которые нам нужно запомнить во 2 классе.

Вы скажете: « Как много слов, как же их все запомнишь?» Для этого нужно тренироваться, много читать, в случае затруднения обращаться к нашему помощнику — словарю. А можно еще играть со словами и тогда, они запомнятся очень быстро.


В орфографических словарях.

Обращаются к словарю.

IV

.Физкульминутка.

Игра со словами «Карусель»

1 группа учителя в руках мнемокарточки:
одежда, лопата, пенал, пальто, медведь, лисица

2 группа ученики в руках карточки с буквами:
е, о, и, а

hello_html_390e89f6-6104528
hello_html_m1f8099ab-3096520и т.д.

1 группа встают во внутренний круг спиной друг к другу. 2 группа встают во внешний круг лицом к учащимся 1 группы. Начинают движение по часовой стрелке, показывая букву, которую нужно вставить в слово. Самооценка работы

V

. Контроль усвоения новых знаний

Дифференцированная работа

Слайд 7

Со словарными словами можно не только играть их еще можно изучать. Сегодня мы с вами будем создавать словарную страничку для слов из нашего словарика. Прослушайте песенку-загадку. (включить видеозапись)

О чем поется в песенке? А что такое земляника? Известно ли вам написание слова ягода? Вставьте пропущенную букву.

Давайте произнесем слово, в каких слогах есть орфограммы? Кто из вас догадался, какое еще слово спряталось в слове земляника? Как вы думаете, почему эту ягоду так назвали?

Читать так же:  Башкирские горы. Изучаем Башкортостан. Горы Башкортостана: описание, фото. Башкортостан, горы Шиханы

Стр.104 упр.164

Посмотрите, какие буквы спрятаны в мнемотабличке на нашей словарной страничке?

Проверим написание по словарю, вставим пропущенные буквы в слове земляника на словарной страничке.

Продолжаем изучать слово. Посмотрите, у вас на страничке есть квадратные скобки. Какое задание нам предстоит выполнить?

Для учащихся со слабой подготовкой.

Задание: выписать из словаря три слова на тему: Растения, разделить слова на слоги.

Посчитайте количество слогов, звуков и букв в слове.

Проверка.

Давайте вернемся на страничку нашего учебника с 104.

Сможем ли мы объяснить происхождение названий таких ягод как черника, голубика, костяника.

Черника и голубика похожие по внешнему виду ягоды, но голубика имеет высокие кусты, более 1 метра, а черника стелется по земле.

Костяника – ягода, которая является близкой родственницей садовой малины.

Все ягоды имеют лечебные свойства, помогают лечить простудные заболевания, зрение, способствуют укреплению организма.

Давайте на свободной строке попробуем составить и записать предложение со словами, над которыми мы поработали.

О землянике. – Это ягода. Показывают карточки с выбором буквы в слове ягода.

В первом и во втором слоге

Ответы детей.

Проверяют по словарю, вставляют буквы

Выполняют звуковой разбор.
[з’имл’ин’ика].

1 у доски. Самооценка деятельности

Земляника: 3 слога, 9 букв, 9 звуков

Самостоятельно. Самооценка

Черника- черная, голубика- голубая, костяника- много косточек.

Составляют предложение и записывают его.

VI

. Домашнее задание

Дифференцированная работа

Слайд 8

1 уровень:
Составить для слова из словаря словарную страничку. Загадка. Слово. Звуковой разбор. Сколько слогов, звуков, букв? Рисунок для оформления странички.

Предложение со словом.

2 уровень:
упр.167 с.105

3 уровень:
выписать из словаря 5 слов на тему «Школа», подчеркнуть непроверяемую гласную, разделить слова для переноса.

VII

. Рефлексия.

Слайд
9

Какую тему изучали на уроке?

Все ли слова можно проверить?

Какой помощник нам пригодится для правильного написания слова с непроверяемой гласной в корне?

Слова с непроверяемыми гласными в корне.

Лист самооценки ученика_________________

Критерии: Да + Нет —
На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.
Я выполнил задания без ошибок в тетради.
Я помогал в паре выполнять задания, высказывал свое мнение.
Я оценю свою работу на уроке ________

Сегодня на уроке я узнал(а)…

Меня удивило….

Мне захотелось…

Самооценка учащихся на лесенке успеха.

Корни с безударными гласными? Ответ на этот вопрос вы найдете в материалах данной статьи. Кроме того, вашему вниманию будут представлены примеры слов, в которых имеются такие гласные.

Общие сведения

Вопрос о правильном написании гласных в корнях возникает потому, что на такие буквы не падает ударение. В связи этим представленную статью мы решили посвятить именно данной теме.

Все слова, имеющие безударную гласную в корне, разделяются на 3 большие группы:

  • проверяемая безударная гласная в корне;
  • в корне.

Рассмотрим правила, касающиеся данных случаев, более подробно.

Непроверяемая безударная гласная в корне

Как известно, в русском языке существует довольно много правил, которые помогают нам грамотно составлять текст или письмо, а также вести устный диалог. Однако в нем имеется и огромное количество всевозможных исключений. Наверняка каждый помнит, как в общеобразовательной школе учителя по гуманитарному предмету вынуждали нас заучивать такие слова. На первый взгляд это довольно легко. Но на практике очень многие дети начинают путаться и совершать ошибки во время выполнения классного или домашнего задания. В связи с этим некоторые преподаватели рекомендовали обращаться к орфографическому словарю. Ведь без такого издания довольно сложно вспомнить, какая стоит непроверяемая безударная гласная в корне того или иного слова.

462921-4244807

Перечень слов, не поддающихся проверке

Далеко не всегда под рукой может находиться орфографический словарь. Именно поэтому, чтобы вспомнить, какие безударные гласные, непроверяемые ударением, ставятся в том или ином слове, предлагаем их полный перечень:

462923-4670173

Теперь вам известно, что непроверяемая безударная гласная в корне требует запоминания или наличия орфографического словаря.

Проверяемые безударные гласные

О том, какие безударные гласные в корне проверяются путем подборки специальных слов и как именно это осуществляется, рассмотрим прямо сейчас.

Чтобы правильно написать в корне, к этому выражению следует подобрать проверочное При этом в нем должно падать ударение на ту же самую гласную. Таким образом, в неударном слоге ставится аналогичная буква, что и в ударном проверочного слова.

Читать так же:  Чем обычно разговаривают. О чем разговаривают счастливые пары&nbsp. Признаются друг другу в любви

462922-7150377

Примеры подборки однокоренных слов

Должны быть максимально приближенными к проверочным:

  • вода — воды — вод;
  • уходить — уходит — ход;
  • чародей — чары;
  • символический — символ;
  • леса — лес;
  • лиса — лис и пр.

Чередующиеся гласные в корне

В русском языке имеется большое количество слов, которые имеют чередующиеся буквы. Безударные гласные в корне таких выражений проверяются разными способами:

1. Наличием в -а-. К таким корням относятся:

  • -жег- — -жиг-;
  • -кос- — -кас-;
  • -стел- — -стил-;
  • -лож- — -лаг-;
  • -чет- — -чит-;
  • -мер- — -мир-;
  • -блест- — -блист-;
  • -бер- — -бир-;
  • -тер- — -тир-;
  • -дер- — -дир-;
  • -пер- — -пир-.

Если суффикс -а- имеется, то в корнях следует ставить буквы «а», «и». Если же нет такой морфемы, то «о» и «е».

462924-6021201

2. Ударением. К таким корням относятся:

  • -твор-, -гор-, -клон- (в таких корнях пишется буква «о»);
  • -плав-, -зар- (в таких корнях пишется буква «а»).

3. Буквой, которая следует за гласной. К таким корням относятся:

  • -скоч- (в таком корне пишется буква «о»);
  • -скак- (в таком корне пишется буква «а»);
  • -рос- (перед «с» в корне пишется «о»);
  • -ращ-, -раст- (перед «щ» и «ст» пишется «а»).

4. Значением корня. К таким корням относятся:

  • -равн- — -ровн-;
  • -мак- — -мок- (в словах типа «погружать в жидкость» следует писать «а», а в словах типа «пропускать жидкость» — «о»).

Младшие школьники (2-4 класс) при изучении орфографии обязательно столкнутся с понятием «безударная гласная». Сама по себе она сложностей не вызывает, но когда находится в корне слов, то требует проверки. Но не все такие гласные можно легко проверить. Поговорим в нашей статье о непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Определение

Безударная гласная корня называется непроверяемой, когда ее нельзя поставить в ударное положение (кабине́т — кабине́ты — кабине́та — кабине́тный).

В таких случаях невозможно подобрать проверочное слово (не при изменении формы, не при выборе однокоренного), в котором бы ударение перешло на нужную гласную.

Не существует никаких закономерностей, помогающих проверять корни с такими гласными.

Слова с непроверяемой гласной существуют из-за особенностей русского ударения. Когда ударение постоянное, то в любой форме слова оно остаётся на том же самом слоге, поэтому проверить гласную не получается (капита́н — капита́на — капита́ны — капита́нский). Даже в случаях подвижного ударения, оно может не падать на нуждающуюся в проверке гласную (узело́к — у́зел — узелки́).

Орфограмма

Безударная непроверяемая гласная корня вызывает трудности при правописании, поскольку ее невозможно проверить (только помнить орфограммы).

В безударном положении гласные слышатся нечетко. На слух нельзя понять, какая именно гласная должна быть написана в слове: может слышаться одна, а писать нужно другую.

Непроверяемая гласная никогда не бывает в сильной позиции.

Все слова с гласной в корне, которую нельзя проверить считаются словарными. Их правильное написание нужно только запоминать. Для самопроверки стоит воспользоваться орфографическим словарем.

Существуют упражнения, которые стоит регулярно самостоятельно выполнять. Они помогают заучивать слова с непроверяемыми гласными, Можно записать проблемное слово, выделить нужную гласную, поставить ударение, подобрать несколько однокоренных слов.

Образцы слов

Приведем небольшой список примеров (слов с непроверяемой гласной). Если с ним ознакомиться, можно лучше запомнить некоторые орфограммы:

  • На «А»: автомобиль, абажур, аплодисменты, атмосфера;
  • На «Б»: бетон, балкон, библиотекарь, бинокль;
  • На «В»: ватрушка, велосипед, вермишель, вентиляция;
  • На «Г»: гастроном, гардероб, горизонт, гирлянда;
  • На «Д»: делегация, дизентерия, дефицит, директор;
  • На «Е»: егерь, единица;
  • На «Ж»: желать, железка;
  • На «З»: завтрак, зефирный;
  • На «И»: инженер, истина, информация;
  • На «К»: кавычки, конфорка, каравай, конструктор;
  • На «Л»: лаборатория, ладонь, линолеум, лимонад;
  • На «М»: медаль, мошенник, миниатюра, матрос;
  • На «Н»: новелла, нотариус, наваждение;
  • На «О»: облако, огурец, олимпиада, оптимизм;
  • На «П»: палисадник, планета, привередливый, продюсер;
  • На «Р»: реставрировать, режиссер, репетиция, режим;
  • На «С»: салфетка, собеседование, снегирь, семинар;
  • На «Т»: торжественный, тренировка, тарелка, тротуар;
  • На «У»: удовлетворительно, удостоить;
  • На «Ф»: фамилия, фиолетовый, фестиваль, фонтан;
  • На «Х»: характер, хризантема, хореограф, хомяк;
  • На «Ц»: целлофан, церемония;
  • На «Ч»: чемодан, человек, чемпион;
  • На «Ш»: шеренга, шедевр, шофёр, шпингалет;
  • На «Щ»: щекотать;
  • На «Э»: экскаватор, эксперимент, эмигрант, этикетка;
  • На «Ю»: юбилей;
  • На «Я»: якорь, ящерица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *