Чем отличаются коммунальные и жилищные услуги? Как зарождалась система ЖКХ в России. Что такое управляющая компания? Интересные факты о жкх в мире

Бразилия.
В этой стране используется разная вода, и стоит она, соответственно, по-разному. Например, в некоторых бразильских префектурах, где функционирует централизованная система водоснабжения, воду подают несколько раз в неделю. Ее закачивают в подземные резервуары, а водопотребление контролируется с помощью приборов учета.

Другой вид водоснабжения бразильцев — артезианские скважины. Воду из скважин используют для стирки и купания, однако пить ее нельзя, так как в большинстве домов основной системой канализации являются выгребные ямы, отходы из которых просачиваются в подземные воды. Цена бразильской воды зависит от размера расходов на оборудование для ее доставки и электроэнергию, которая тратится на поднятие и закачку воды в цистерны.

Газ в Бразилии — топливо дефицитное. Он поставляется потребителям в стандартных баллонах и стоит (пока) вдвое-втрое дороже, чем в Украине. За электроэнергию бразильцам приходится платить тоже недешево — до $2 за 1 киловатт.

Потребители из Южной Кореи
могут пользоваться двумя видами централизованного отопления — газовым и электрическим. Газовое отопление стоит дороже, а электрическое отключают в дневное время и совсем не используют летом.

Турция.
Многие турецкие дома оборудованы солнечными батареями на крышах. За горячую воду в Турции не платят, ведь она нагревается энергией Солнца. Также для турецких потребителей не существует понятия «квартплата», вместо нее действует «айдат» — полная стоимость обслуживания жилого комплекса. «Айдат» — величина фиксированная, она не зависит от количества жильцов. Размер этой платы жители дома устанавливают каждый год на общем собрании, после того, как управляющий предоставит отчет о расходах.

В Австралии
, где пресной воды не хватает, многие потребители оборудуют в своем жилище систему сбора дождевых вод. Собранная таким образом вода используется для санитарных нужд и полива сада. Оплата за воду в Австралии включает в себя стоимость доступа к ресурсу и подключения к канализации. Ежемесячно только за это австралийцы платят по $150-200, а кроме того с потребителей взимается оплата и за кубометры воды, потребленные в течение месяца. Зато, если жить в квартире, где не установлены счетчики воды — платить за потребленную воду не надо: согласно австралийскому законодательству, нельзя взимать оплату, если нет приборов учета.

Европа.
Жители европейских стран оплачивают не столько саму воду, сколько водоотвод. Вся вода, которая поступает в квартиру, автоматически считается использованной, независимо от того, на какие нужды пойдет. Именно поэтому все «евро-раковины» укомплектованы сливной пробкой: в целях экономии воды, европейцы набирают полную раковину и умываются из нее.

Система коммунальных услуг в Европе работает на доверии. Зачастую ни жильцы дома, ни его хозяин даже не знают, где находятся счетчики, и как снимать с них показания — всем этим занимаются работники ЖКХ.

В Швеции
успешно функционирует Жилищный суд, разбирающий жилищно-коммунальные неурядицы. В Великобритании
, помимо оплаты коммунальных услуг, потребители оплачивают еще и муниципальный налог, размер которого зависит от престижности района. За счет муниципального налога и, частично, госбюджетных средств, в городах Великобритании поддерживается «чисто английский» уют, содержатся газоны и клумбы, вывозится мусор, ремонтируются дороги, а также оплачивается работа пожарных, полиции и самих городских чиновников. Британцы, живущие в многоквартирных домах, обязаны оплачивать специальный сбор по уходу за домом. Владелец дома на эти средства содержит лифты, холл, коридоры и придомовую территорию.

США.
Как только новый жилец въезжает в американский дом, он заключает договор о поставке воды, а затем к нему приезжает техник от поставляющей компании и устанавливает счетчик. Данные со счетчика считываются автоматически и отправляются в компанию без участия потребителя. В Америке практически не существует риска обмана потребителя управляющей компанией, поскольку в прошлом в суды подавалось множество исков по подобным вопросам. Экономные американцы обращаются в суд при малейшем подозрении на возможность обмана.

Интересно, что в США потребители коммунальных услуг практически не рассчитываются наличными деньгами, предпочитая использовать электронные карты. Сумма оплаты снимается с карты и поступает на трастовые счета. При этом управляющая компания может перечислить себе только остаток денег, и только после своего полного расчета со всеми контрагентами.

Налог на недвижимость в США оплачивается раз в год. Размер налога устанавливается в виде определенных процентов от стоимости жилья. Штрафные санкции за неуплату этого сбора очень суровы — $25-50 за каждый день просрочки. Нормальными для Америки считаются затраты на жилье в размере 30% от дохода семьи. Стоимость содержания жилья и коммунальных услуг разнится в отдельных штатах и городах — она зависит от многих факторов: размера налогов, общего уровня цен, доходов населения, но основополагающим является климат. В районах с жарким летом и холодной зимой дорого обходится электричество для кондиционеров в летнее время, а в зимние месяцы за электроэнергию платят на 30-40% меньше, но при этом увеличиваются расходы на газовое отопление.

Шведы решают коммунальные недоразумения в Жилищном суде, а австралийцы могут не платить за воду, если в квартире не установлен счетчик

Как работает система жилищно-коммунального хозяйства в Европе и США, Южной Корее и Бразилии, Австралии и Турции? Об интересных отличительных чертах и условиях для потребителей в разных странах мира – наш сегодняшний материал.

Бразилия
. В этой стране используется разная вода, и стоит она, соответственно, по-разному. Например, в некоторых бразильских префектурах, где функционирует централизованная система водоснабжения, воду подают несколько раз в неделю. Ее закачивают в подземные резервуары, а водопотребление контролируется с помощью приборов учета.

Другой вид водоснабжения бразильцев – артезианские скважины. Воду из скважин используют для стирки и купания, однако пить ее нельзя, так как в большинстве домов основной системой канализации являются выгребные ямы, отходы из которых просачиваются в подземные воды. Цена бразильской воды зависит от размера расходов на оборудование для ее доставки и электроэнергию, которая тратится на поднятие и закачку воды в цистерны.

Газ в Бразилии – топливо дефицитное. Он поставляется потребителям в стандартных баллонах. За электроэнергию бразильцам приходится платить тоже недешево – до двух долларов за киловатт.

Читать так же:  Аффирмации для развития памяти и внимания. Улучшение памяти и секреты ее хорошей работы. Аффирмации, выражающие любовь к своему телу

Потребители из Южной Кореи
могут пользоваться двумя видами централизованного отопления – газовым и электрическим. Газовое отопление стоит дороже, а электрическое отключают в дневное время и совсем не используют летом.

Турция
. Многие турецкие дома оборудованы солнечными батареями на крышах. За горячую воду в Турции не платят, ведь она нагревается энергией Солнца. Также для турецких потребителей не существует понятия «квартплата», вместо нее действует «айдат» – полная стоимость обслуживания жилого комплекса. «Айдат» – величина фиксированная, она не зависит от количества жильцов. Размер этой платы жители дома устанавливают каждый год на общем собрании, после того, как управляющий предоставит отчет о расходах.

В Австралии
, где пресной воды не хватает, многие потребители оборудуют в своем жилище систему сбора дождевых вод. Собранная таким образом вода используется для санитарных нужд и полива сада. Оплата за воду в Австралии включает в себя стоимость доступа к ресурсу и подключения к канализации. Ежемесячно только за это австралийцы платят по 150–200 долларов, а кроме того с потребителей взимается оплата и за кубометры воды, потребленные в течение месяца. Зато, если жить в квартире, где не установлены счетчики воды, платить за потребленную воду не надо: согласно австралийскому законодательству, нельзя взимать оплату, если нет приборов учета.

В Швеции
успешно функционирует Жилищный суд, разбирающий жилищно-коммунальные неурядицы.

В Великобритании
, помимо оплаты коммунальных услуг, потребители оплачивают еще и муниципальный налог, размер которого зависит от престижности района. За счет муниципального налога и, частично, госбюджетных средств, в городах Великобритании поддерживается «чисто английский» уют, содержатся газоны и клумбы, вывозится мусор, ремонтируются дороги, а также оплачивается работа пожарных, полиции и самих городских чиновников. Британцы, живущие в многоквартирных домах, обязаны оплачивать специальный сбор по уходу за домом. Владелец дома на эти средства содержит лифты, холл, коридоры и придомовую территорию.

США
. Как только новый жилец въезжает в американский дом, он заключает договор о поставке воды, а затем к нему приезжает техник от поставляющей компании и устанавливает счетчик. Данные со счетчика считываются автоматически и отправляются в компанию без участия потребителя. В Америке практически не существует риска обмана потребителя управляющей компанией, поскольку в прошлом в суды подавалось множество исков по подобным вопросам. Экономные американцы обращаются в суд при малейшем подозрении на возможность обмана.

Интересно, что в США потребители коммунальных услуг практически не рассчитываются наличными деньгами, предпочитая использовать электронные карты. Сумма оплаты снимается с карты и поступает на трастовые счета. При этом управляющая компания может перечислить себе только остаток денег и только после своего полного расчета со всеми контрагентами.

Управляющие компании (УК), работающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в наши дни — это не что иное, как коммерционизированные ЖЭКи и ДЭЗы. Иначе говоря — частники, коммерсанты, спекулянты, получившие доступ и законное право к стратегически важным и жизненно необходимым ресурсам: воде, газу, электричеству, теплу. На основании статьи 13 Постановления Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года: «Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией…».

Большинство работников управляющих компаний не образованы, не владеют знанием законов и не умеют правильно начислять и складывать суммы в квитанциях об оплате за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), поэтому от такого количества дилетантов современная система ЖКХ трещит по швам.

Любопытно, что сами УК никаких ресурсов не производят, однако имеют исключительную возможность торговать стратегически важными ресурсами, когда сами ресурсоснабжающие организации не только не могут продавать собственные произведения: очищенную или подогретую воду, свет, газ, тепло, но и в большинстве случаев, не могут даже прикоснуться к деньгам от продажи этих ресурсов, так как все средства, согласно законодательству должны поступать на счёт УК., и только после этого управляющие компании решают в каком количестве и какой ресурсоснабжающей организации перечислить деньги за перепроданные ресурсы.

Зачастую бывает так, что УК не переводят полученные от населения деньги от оплаты жилищно-коммунальных услуг на счета ресурсоснабжающих организаций: Водоканала, Теплосетей, Электросетевых компаний, Газовых служб, а уводят деньги в неизвестном направлении и расходуют их на личные нужды — это обычная практика в работе таких компаний, т.к. их хозяйственная деятельность совершенно не контролируется.

В такой ситуации ресурсоснабжающие организации сидят без денег или вынуждены тратить своё время на отстаивание собственных интересов в суде и выбивание денег у недобросовестных УК. Ресурсоснабжающие организации недополучают средства от продажи коммунальных ресурсов, а могли бы на эти деньги отремонтировать устаревший фонд: поменять проржавевшие трубы, инженерные коммуникации, модернизировать сами ресурсоснабжающие организации, оснастив их расчётными центрами, собственной бухгалтерией, а население индивидуальными счётчиками воды, тепла, электричества, газа, но всё устроено так, что все сливки снимает УК.

Жильцы тоже недовольны поведением и обслуживанием со стороны УК: коммунальные услуги начисляются и рассчитываются неправильно, завышено, без учёта формул и норм законодательства в сфере ЖКХ, перерасчёт не производится, УК всё время норовят нажиться на жильцах, обсчитать, обмануть.

Из истории известно, что в дореволюционной России городское население, имеющее какой-то доход, заселяло узкие грязные комнатушки в доходных домах за плату. Большинство комнат в доходных домах было лишено электричества, водопровода, канализации, поэтому в комнатушках вместо электричества горели свечи, отхожие места устраивались во дворе на улице, воду набирали из ближайшей реки. И уже после окончательной победы революции начал зарождаться класс льготников и бюджетников в лице семей красноармейцев, которые были освобождены от необходимости уплаты квартплаты, в отличии от всех остальных категорий населения.

Жизнь заселившихся на конфискованные квадратные метры, которые принадлежали Советам, контролировало подразделение Главного управления коммунального хозяйства (ГУКХ), созданное в 1921 году при НКВД. В 1924 году вышло постановление ЦИК «О жилищной кооперации», в котором предлагалось форма объединения жителей в жилищно — арендное кооперативное товарищество — ЖАКТ. На ЖАКТ была возложена эксплуатация дома. В 30-е годы начали развиваться РЖУ — районные жилищные управления, которые с течением времени переквалифицировались в ЖЭКи — жилищно-эксплуатационные конторы.

ЖЭКи были связаны с МВД (паспортным столом), с Министерством обороны, что позволяло вести учёт призывников, с Министерством культуры, организовывая культурно-массовые мероприятия в местном ДК, с Министерством спорта, организовывая спортивные кружки и спортивные площадки во дворах. ЖЭКам позволялось вмешиваться в личную жизнь жильцов и следить за их моральным состоянием, а в случае необходимости проводить воспитательные мероприятия над жильцами через товарищеские суды или домовые комитеты, которые имели право принимать меры общественного воздействия в отношении нанимателей жилых помещений и проживающих с ними лиц, нарушающих правила пользования этим помещением. Поэтому корни хамского отношения к жильцам со стороны работников управляющих компаний простираются со времен революции, когда система ЖКХ только начала зарождаться в стране, а население находилось в рабской жилищной зависимости от власти.

Читать так же:  Биография Ульяны Супрун: топ-факты о реформаторе и разрушительнице мифов. Ульяна Супрун: биография и скандалы министра здравоохранения Супрун министр здравоохранения

При Советах частную собственность уничтожали всеми возможными способами, превращая людей в зависимое стадо: НКВД имело тотальный контроль над гражданами и владело персональной информацией почти о каждом, в случае необходимости могло воспользоваться таковой или манипулировать ей в воспитательных целях. Жилье принадлежало государству, Советам и сдавалось в аренду, поэтому оно — государство, могло указывать кому и как жить, позже система немного изменилась и жильё выдавалось по очереди на предприятии как бы бесплатно, как некий дар от государства, за который каждый чувствовал себя этому государству обязанным и должным, и поэтому вынужден был подчиняться его воле в лице различных государственных организаций. В сознании людей ещё жива рабская психология и страх от возможности потерять крышу над головой и быть выброшенным на улицу, зародившиеся при советской власти, поэтому население позволяет собой манипулировать неграмотным сантехникам, техникам, инспекторам, судьям, работающим в сфере ЖКХ.

В 1989 году было принято постановление «О переходе жилищно-коммунального хозяйства на хозрасчёт и самофинансирование», современная система ЖКХ, при наличии в стране частной собственности на квартиры, всё равно остаётся пережитком прошлого и требует огромных усилий для модернизации и нормального функционирования в обществе и общества в этой системе.

С 1989 года в Восточной Германии начался период реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Но основные условия для упорядоченной деятельности жилищных предприятий стали действовать лишь с октября 1991 года. Предпосылки реформ были созданы рядом факторов, имевших место в сфере оплаты эксплуатационных расходов, собственности жилья, структуре ЖК предприятий и ценообразовании. Жилищное хозяйство Восточной Германии было ориентировано на достижение количественных результатов. Приоритет отдавался массовому строительству нового жилья, куда направлялись основные инвестиции. Целью жилищной политики было увеличение объемов и площадей жилищного фонда, в то время как содержанию и ремонту имеющегося жилья не уделялось должного внимания. Вместе с тем, новое строительство осуществлялось с крайне низким качеством. В итоге жилищный фонд и внутридомовая инфраструктура ветшали, быстро наступал износ новых построек.

Большинство квартир в Восточной Германии находилось в собственности государства или муниципалитетов. Некоторые квартиры находились в собственности товариществ. Это были так называемые Товарищества работников по строительству жилья, что аналогично советским жилищно-строительным кооперативам. Некоторые дома находились в частной собственности. Как правило, это были небольшие строения, рассчитанные на одну или несколько семей. Отсутствовало разделение оплаты по видам услуг. Существовала квартплата, которая включала плату за найм жилья и эксплуатационные расходы. В эксплуатационных расходах также не было различия по видам услуг — вода, тепло и прочее. Следует также отметить, что отсутствовало понятие ресурсосбережения. Политика по снижению расхода тепла и электроэнергии, а также по вводу приборов учета и начислению платежей согласно их показаниям, не проводилась. Государственные субсидии предоставлялись населению следующим образом:

  • Население, проживающее в государственном жилищном фонде, получало субсидии напрямую. Иными словами, еще до реформы в Восточной Германии существовал механизм предоставления адресных субсидий.
  • Товарищества работников по строительству жилья получали субсидии через коммунальные предприятия.
  • Владельцам частных домов субсидии не предоставлялись.

В связи с этим, в большинстве случаев средств частных собственников оказывалось недостаточно для содержания жилищного фонда. Обеспечение электроэнергией, теплом и газом осуществлялось так называемыми надрегиональными энергетическими предприятиями. Собственность данных предприятий была государственная, и они отвечали за снабжение закрепленного за ними региона. Данная структура напоминала украинскую. Водоснабжение и водоотведение осуществлялось предприятиями по поставке воды и обработке сточных вод, организованных на уровне округов. Цены на жилищно-коммунальные услуги формировались государством, и десятилетиями оставались на одном уровне. Предоставляемые субсидии были включены в стоимость услуг. Такое ценообразование не позволяло поддерживать на должном уровне и модернизировать коммунальную инфраструктуру, являлось ощутимой нагрузкой на бюджет. В результате инфраструктура ветшала, а меры по сокращению потерь ресурсов при транспортировке, охране окружающей среды и привлечению инвестиций финансировались в крайне малом объеме. В результате выявились следующие предпосылки реформирования жилищно-комунального хозяйства Восточной Германии:

  • Ветхое состояние внутридомовой и коммунальной инфраструктур приводили к большим потерям ресурсов.
  • Информация о техническом состоянии инфраструктуры была недоступна или полностью отсутствовала.
  • Система тарифного ценообразования не позволяла покрывать затраты.
  • Расчет коммунальных услуг преимущественно осуществлялся по нормативам потребления, а не на основании показаний приборов учета.
  • Потребители услуг не были заинтересованы в экономии ресурсов.
  • Жилищно-коммунальные услуги предоставлялись с низким качеством.

Целью реформирования ЖКХ Восточной Германии являлось создание рынка жилищных и коммунальных услуг с наличием конкуренции в различных сферах хозяйства. Основой реформы было построение системы эффективного муниципального самоуправления. Для этого необходимо было, прежде всего:

  • Демонополизировать и акционировать надрегиональных поставщиков услуг
  • Модернизировать коммунальную инфраструктуру и жилищный фонд
  • Усовершенствовать ценообразование для покрытия существующих затрат.

Реализация поставленных целей заключалась в следующих мероприятиях. Совершенствование ценообразования и модернизация инфраструктуры В целях совершенствования ценообразования, прежде всего, необходимо было проработать схемы, которые позволяли покрывать текущие затраты в среднесрочной перспективе. Для этого первым шагом явился отказ от предоставления социальной помощи населению через коммунальные предприятия и переход к адресному субсидированию. Субсидии предоставлялись малообеспеченным семьям в зависимости от получаемых ими доходов. Получил развитие принцип: необеспеченные слои населения получают помощь за счет богатых, а не наряду с ними, как это происходит при дотации тарифов. В результате освободившиеся бюджетные средства были направлены в качестве инвестиций в модернизацию сетей и оборудования. Средства выделялись путем предоставления грантов и кредитов под низкие проценты. Кредиты, направленные на модернизацию жилищного фонда предоставлялись как Федеральным Правительством Германии, муниципальными образованиями, поставщиками энергоресурсов так и Европейским Сообществом. Также необходимо отметить значительный рост стоимости услуг и одновременно переход к расчету за предоставленные услуги согласно их фактическому потреблению. Это привело к экономии ресурсов населением и их индивидуальному потреблению. Приватизация жилищного фонда После объединения Восточной и Западной Германии, особое внимание стало уделяться приватизации муниципального и государственного жилищного фонда. В отличие от ситуации в Украине, приватизация осуществлялась путем продажи государственного и муниципального жилья. Бесплатной приватизации не проводилось. Приватизация жилищного фонда была направлена на:

  • Создание индивидуальной частной собственности
  • Мобилизацию частной инициативы и ответственности
  • Привлечение средств для содержания, ремонта и модернизации жилья.
Читать так же:  Ассанж викиликс. Пять лет в четырёх стенах посольства. Как живёт Джулиан Ассанж. Блокировка счетов WikiLeaks международными платежными системами

Жилищные кооперативы преобразовывались в кооперативы, зарегистрированные в судах, которые ведут торговый регистр, и становились, таким образом, юридически правоспособными и самостоятельными. Это сопровождалось повышением ответственности жилищных предприятий за оплату всех коммунальных услуг и отменой государственных субсидий на это. Обязательным условием реализации реформы была 100%-ная регистрация кондоминиумов. Без хозяина (в том числе и коллективного) не должен был остаться ни один дом. Собственники лучше используют собственность, чем это за них делает муниципальная власть. Демонополизация и акционирование коммунальных предприятий Вся сфера ЖКХ была отдана в частные руки, но при этом были обеспечены прозрачные схемы деятельности предприятий. Земля перешла в собственность предприятий. На базе государственных надрегиональных предприятий были созданы так называемые городские и коммунальные компании (Stadtwerke) в форме акционерных обществ. Собственность таких компаний была смешанной, и они специализировались на предоставлении полного спектра услуг: электроэнергии, теплоэнергии и газа. Часть предприятий по поставке воды и обработке сточных вод перешли в собственность муниципалитетов на публично-правовой основе, а часть присоединилась к структуре городских коммунальных компаний. Образовались рыночные условия для работы коммунальных компаний. Поставщики услуг стали выбираться на конкурсной основе, это закрепилось новым законодательством. В связи с этим повышение качества коммунальных услуг, сокращение потерь в сетях и снижение себестоимости оказались у собственников на первом плане. Также, для достижения успеха в конкурентной обстановке, городским коммунальным компаниям было недостаточно только поставлять ресурсы и взимать оплату за их потребление. Возникла необходимость обеспечивать потребителей рядом дополнительных услуг. Появился новый термин — «многосторонние коммунальные услуги» (multi-utility). Результатом стала более агрессивная и творческая деловая политика. Например, помимо своего основного вида деятельности, городские коммунальные компании включают в свои пакеты многосторонних услуг уборку придомовых территорий, вывоз мусора и утилизацию отходов, обслуживание внутридомовой инфраструктуры, управление оборудованием, телекоммуникации. Такие организации имеют холдинговую структуру, распределенную по видам деятельности, что позволяет осуществлять финансирование менее развивающихся или социально-значимых направлений за счет более успешных. После объединения Германии 15 крупных региональных энергетических комбинатов в восточной ее части должны были быть переданы частным предприятиям энергоснабжения из Западной Германии . Федеральное правительство считало, что именно такой способ реструктуризации обеспечит стабильное финансирование далеко не новой жилищно-коммунальной инфраструктуры. Однако руководство, к примеру, Франкфурта-на-Одере (Восточная Германия) посчитало, что такое решение ущемляет права горожан. По их мнению, замена бывшей госмонополии в лице комбината другой монополией, но частной, в лице западногерманского энергетического концерна — не лучшее решение. Франкфуртское коммунальное предприятие в виде холдинга вначале на сто процентов принадлежало муниципалитету. Кроме тепла и электроснабжения оно занималось газо- и водоснабжением, канализацией и уборкой мусора. Местные власти утверждают, что создание многопрофильного предприятия с гибкой структурой позволяет им добиваться «синергетических» эффектов (эффектов от взаимодействия) в техническом, организационном, финансово-экономическом отношении. Муниципалитеты со временем стали проводить политику привлечения инвесторов, продавая им пакет акций коммунальной монополии. Появились десятки других компаний, которые начали успешно конкурировать с муниципальной структурой. Потребители быстро поняли прелесть конкуренции, охотно покупая услуги энергосервисных компаний, которые стали предлагать широкий спектр услуг в лизинг, кредит, самостоятельно финансируя энергосберегающие мероприятия. В 70-миллионной Германии 59,9% жителей, или свыше 40 млн. человек, получают электричество от частных или смешанных компаний с участием частного капитала. Повышение эффективности коммунальных предприятий В связи с быстроменяющейся ситуацией на рынке жилищно-коммунальных услуг Германии и в целях достижения конкурентных преимуществ, предприятия стали особое внимание уделять современным технологиям и автоматизации. Предоставление широкого спектра основных и дополнительных услуг, применение различных методик начисления платежей, охват большой территории обслуживания и работа с различными слоями населения требовали применения комплексных разработок, способных осуществлять поддержку всех процессов на предприятиях. Основным требованием была способность современных технологий отображать модель жилищно-коммунального хозяйства до реформирования, все изменения в процессе реформирования отрасли и новую рыночную модель. Перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства Германии стояли конкретные цели, а именно:

  • Повышение ликвидности обеспечивалось за счет осуществления точного расчета потребления, контроля платежей, быстрого поступления денежных средств.
  • Прозрачность и эффективность финансовых потоков на предприятии обеспечивались грамотным планированием инвестиций, бухгалтерской отчетностью, контролем над движением финансовых средств.
  • Сокращение затрат и потерь, повышение качества предоставляемых услуг обеспечивалось управлением основными средствами, планированием ремонтных работ и замены оборудования, контролем хозяйственных процессов на предприятии и за его пределами.
  • Также большое внимание уделялось взаимоотношениям с клиентами. Для этого немаловажным являлось ведение клиентской базы, предложение различных схем оплаты и дополнительных услуг в зависимости от потребностей клиентов, удовлетворение их запросов, создание кадастра земельных участков.

Достижение этих целей во многом обеспечивает успех предприятия. Для того, чтобы реформа пошла на муниципальном уровне, в первую очередь были разработаны и запущены образовательные программы, так как на местах, «внизу», люди мало посвящены в то, что разрабатывается «наверху». Важное значение имели пилотные проекты, демонстрирующие преимущества санации жилья — повышения его себестоимости. Дальнейшее существование всех коммунальных предприятий было обеспечено тем, что возникли первые банки содействия развитию ЖКХ. С помощью этих банков и благодаря соответствующим поручительствам на случай возникновения убытков (не было возможности имущественного обеспечения ссуды) предприятия начали проводить реконструкцию квартир, где продолжали жить квартиросъемщики. Это было новшеством в жилищной сфере. Полностью заменялись крыши, окна, входные двери, вся сантехника и система отопления. Стены кухонь и ванных комнат покрывались плиткой, а фасады зданий утеплялись. Только проведенные энергосберегающие мероприятия (установка в зданиях тепловых пунктов, установка термостатов, утепление зданий, включая окна) принесли квартиросъемщикам экономию. В платежах произошло снижение с 2,10 DM/м2 занимаемой площади в месяц до примерно 1,00 DM/м2. У квартиросъемщиков, проживающих в квартирах, где радиаторы были оснащены термостатами и приборами учета тепла, появилось новое представление о расходах (оплачивать нужно только то, что сам потребил). Сегодня проведение мероприятий по реконструкции зданий на востоке Германии стало привычным делом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *