6 мая православный праздник георгия победоносца. Великомученику Георгию, ради освящения храма его

Транскрипт

1
Илья Муромец и Жидовин Под славным городом под Киевом, На тех на степях на Цицарскиих, Под славным городом под Киевом, Стояла застава богатырская. На заставе атаман был Илья Муромец, Податаманье был Добрыня Никитич млад, Есаул Алеша Поповский сын, Еще был у них Гришка Боярский сын, Был у них Васька Долгополой. Все были братцы в разъездьице: Гришка Боярский в те пор кравчим жил, Алеша Попович ездил в Киев-град, Илья Муромец был в чистом поле, Спал в белом шатре, Добрыня Никитич ездил ко синю морю, Ко синю морю ездил за охотою, За той ли за охотой за молодецкою, На охоте стрелять гусей, лебедей. Едет Добрыня из чиста поля, В чистом поле увидел ископоть великую, Ископоть велика — полпечи. учал он ископоть досматривать: — Еще что же то за богатырь ехал? Из этой земли из Жидовския Проехал Жидовин могуч богатырь На эти степи Цицарския! Приехал Добрыня в стольный Киев-град, Прибирал свою братию приборную: — Ой вы гой еси, братцы-ребятушки! Мы что на заставушке устояли. Что на заставушке углядели? Мимо нашу заставу богатырь ехал! Собирались они на заставу богатырскую. Стали думу крепкую думати: Кому ехать за нахвальщиком? Положили на Ваську Долгополого. Говорит большой богатырь Илья Муромец, Свет атаман сын Иванович: — Неладно, ребятушки, положили; У Васьки полы долгия, По земле ходит Васька — заплетается, На бою на драке заплетется, Погинет Васька по-напрасному. Положили на Гришку на Боярского: Гришке ехать за нахвальщиком, Настигать нахвальщика в чистом поле. Говорит большой богатырь Илья Муромец, Свет атаман сын Иванович: — Неладно, ребятушки, удумали, Гришка рода боярского:

2
Боярские роды хвастливые, На бою-драке призахвастается, Погинет Гришка по-напрасному. Положились на Алешу на Поповича: Алешке ехать за нахвальщиком, Настигать нахвальщика в чистом поле, Побить нахвальщика на чистом поле. Говорит большой богатырь Илья Муромец, Свет атаман сын Иванович: — Неладно, ребятушки, положили: Алешинька рода поповского, Поповские глаза завидущие, Поповские руки загребущие, Увидит Алеша на нахвальщике Много злата, серебра,- Злату Алеша позавидует, Погинет Алеша по-напрасному. Положили на Добрыню Никитича: Добрынюшке ехать за нахвальщиком, Настигать нахвальщика в чистом поле, Побить нахвальщика на чистом поле, По плеч отсечь буйну голову, Повезти на заставу богатырскую. Добрыня того не отпирается. Походит Добрыня на конюший двор, Имает Добрыня добра коня, Уздает в уздечку тесмянную. Седлает в седелышко черкеское, В тороках вяжет палицу боевую, Она свесом та палица девяносто пуд, На бедры берет саблю вострую, В руки берет плеть шелковую, Поезжает на гору Сорочинскую. Посмотрел из трубочки серебряной: Увидел на поле чернизину; Поехал прямо на чернизину, Кричал зычным, звонким голосом: — Вор, собака, нахвальщина! Зачем нашу заставу проезжаешь, Атаману Илье Муромцу не бьешь челом? Податаману Добрыне Никитичу? Есаулу Алеше в казну не кладешь На всю нашу братию наборную? Учул нахвальщина зычен голос, Поворачивал нахвальщина добра коня, Попущал на Добрыню Никитича. Сыра мать-земля всколебалася, Из озер вода выливалася, Под Добрыней конь на коленца пал. Добрыня Никитич млад Господу Богу возмолится И Мати Пресвятой Богородице:

3
— Унеси, Господи, от нахвальщика. Под Добрыней конь посправился, Уехал на заставу богатырскую. Илья Муромец встречает его Со братиею со приборною. Сказывает Добрыня Никитич млад: — Как выехал на гору Сорочинскую, Посмотрел из трубочки серебряной, Увидел на поле чернизину, Поехал прямо на чернизину, Кричал громким, зычным голосом: «Вор, собака, нахвальщина! Зачем ты нашу заставу проезжаешь, Атаману Илье Муромцу не бьешь челом? Податаманью Добрыне Никитичу? Есаулу Алеше в казну не кладешь На всю нашу братью на приборную?» Услышал вор-нахвальщина зычен голос, Поворачивал нахвальщина добра коня, Попущал на меня, добра молодца: Сыра мать-земля всколыбалася, Из озер вода выливалася, Подо мною конь на коленца пал. Тут я Господу Богу взмолился: «Унеси меня, Господи, от нахвальщика!» Подо мной тут конь посправился, Уехал я от нахвальщика И приехал сюда, на заставу богатырскую. Говорит Илья Муромец: — Больше некем замениться, Видно, ехать атаману самому! Походит Илья на конюший двор, Имает Илья добра коня, Уздает в уздечку тесмянную, Седлает в седелышко черкаское, В торока вяжет палицу боёвую, Она свесом та палица девяноста пуд, На бедры берет саблю вострую, Во руки берет плеть шелковую, Поезжает на гору Сорочинскую; Посмотрел из кулака молодецкого, Увидел на поле чернизину, Поехал прямо на чернизину, Вскричал зычным, громким голосом: — Вор, собака, нахвальщина! Зачем нашу заставу проезжаешь,- Мне, атаману Илье Муромцу, челом не бьешь? Податаманью Добрыне Никитичу? Есаулу Алеше в казну не кладешь На всю нашу братью наборную? Услышал вор-нахвальщина зычен голос, Поворачивал нахвальщина добра коня,

4
Попущал на Илью Муромца. Илья Муромец не удробился. Съехался Илья с нахвальщиком: Впервые палками ударились,- У палок цевья отломалися, Друг дружку не ранили; Саблями вострыми ударились,- Востры сабли приломалися, Друг дружку не ранили; Вострыми копьями кололись,- Друг дружку не ранили; Бились, дрались рукопашным боем, Бились, дрались день до вечера, С вечера бьются до полуночи, Со полуночи бьются до бела света. Махнет Илейко ручкой правою,- Поскользит у Илейка ножка левая, Пал Илья на сыру землю; Сел нахвальщина на белы груди, Вынимал чинжалищё булатное, Хочет вспороть груди белыя, Хочет закрыть очи ясныя, По плеч отсечь буйну голову. Еще стал нахвальщина наговаривать: — Старый ты старик, старый, матерый! Зачем ты ездишь на чисто поле? Будто некем тебе, старику, замениться? Ты поставил бы себе келейку При той путе — при дороженьке, Сбирал бы ты, старик, во келейку, Тут бы, старик, сыт-питанён был. Лежит Илья под богатырем, Говорит Илья таково слово: — Да неладно у святых отцёв написано, Не ладно у апостолов удумано, Написано было у святых отцёв, Удумано было у апостолов: «Не бывать Илье в чистом поле убитому», А теперь Илья под богатырем! Лежучи у Ильи втрое силы прибыло: Махнёт нахвальщику в белы груди, Вышибал выше дерева жарового, Пал нахвальщина на сыру землю, В сыру землю ушел допояс, Вскочил Илья на развы ноги, Сел нахвальщине на белы груди. Недосуг Илюхе много спрашивать,- Скоро спорол груди белыя, Скоро затырил очи ясныя, По плеч отсек буйну голову, Воткнул на копье на булатное, Повез на заставу богатырскую.

5
Добрыня Никитич встречает Илью Муромца Со своей братьей приборною. Илья бросил голову о сыру землю, При своей братье похваляется: — Ездил во поле тридцать лет,- Экого чуда не наезживал! Заставы богатырские, как и дорожки прямоезжие, — тоже не просто поэтический вымысел, плод народной фантазии, а отражение вполне реальной исторической действительности. Именно такие богатырские заставы ограждали Русь от набегов со стороны Дикого поля, первыми принимали на себя удары косогов, хазар, печенегов, половцев, а позднее — яэыц незнаемых, были, по сути, военными крепостями, пограничными форпостами Руси. И так было не только во времена Киевской и докиевской Руси, но и в более отдаленные, когда в Приднепровье проходили оборонительные линии праславян и скифов. Трудно сказать, какой именно период отражен в данном былинном сюжете — древнейший или позднейший, Х — XII века или XIII-XIV. Но так происходит всегда при выражении эпической ситуции, повторяющейся в течение многих веков или тысячелетий. Это не исключение, а правило, одна из принципиальных особенностей эпического творчества и эпического сознания, по самой природе своей объемного, охватывающего тысячелетние периоды исторического бытия народа. Такая эпическая ситуация запечатлена и в былинном сюжете о бое Ильи Муромца с заезжим богатырем-нахвальщиком; ситуация, допускающая как конкретно-исторические, так и общие трактовки. Вполне конкретным и далеко не случайным является, например, упоминание в некоторых записях этой былины земли Жидовской и имени богатыря Жидовина. За этим кроется одна из драматических страниц в истории Киевской Руси, в течение нескольких веков противостоявшей Хазарии, правящая верхушка которой, как известно, исповедовала иудаизм. И русским богатырям, вне всякого сомнения, приходилось не раз сталкиваться с хазарскими богатырями (таков Ратмир в пушкинском «Руслане и Людмиле», а в самом эпосе — Михайло Козарин, то есть хазарии). Следовательно, время возникновения этого былинного сюжета вполне можно отнести к XI-XII векам, когда Хазария была одним из основных соперников Руси в При- черноморье и Приволжье. Но это лишь одна из возможных трактовок, существуют и другие. В некоторых вариантах былины Илья Муромец встречается не просто с чужеземным богатырем-нахвальщиком, а со своим неузнанным» сыном Сокольником или Подсокольником, которого сверстники, как внебрачного, дразнят сколотлым. Эта версия сюжета дает основания для еще более далекого экскурса в историю, поскольку известно, что в скифские времена сколотами называли предков славян. А это значит, что в русском эпосе сохранился сюжет древнейшей легенды или мифа о том, как славянский богатырь побывал на Золотых горах, где женился на Златыгорке (это имя жены Ильи Муромца сохранилось в былинах). И вот через много лет он встретился со своим неузнанным сыном Сокольником, приехавшим отомстить отцу за измену. Во время боя Илья Муромец по примете узнает своего сына. Подобная трактовка станет еще более вероятной, если вспомнить о Святогоре, от которого Илья Муромец получает свою неодолимую силу. Златыгорка и Святогор — эти имена приводят нас на родину праславян, где в придунайских горах закладывались и первые мифы.

6
Былина «Илья Муромец на заставе богатырской» вошла в «Собрание народных песен П. В. Киреевского».

СУХМАН У ласкова у князя у Владимира Было пированьице, почестен пир, Для многих князей, для бояр, Для русских могучих богатырей; Красное солнышко к вечеру Почестный пир идет на веселие, Все на пиру пьяны-вéселы,

106. (ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И КАЛИН ЦАРЬ) Кижи. Семенов П.С. Как на наш на стольный Кеев град И на князя на Владимира Напала на него напасть великая Наехала да хоробрá Литва, 5. Хоробрá Литва, собака Кáлин царь,

АЛЕША ПОПОВИЧ ОСВОБОЖДАЕТ КИЕВ ОТ ТУГАРИНА 1 Источник: Архангельские былины и исторические песни, собранные А.Д. Григорьевым в 1899-1901 г.г. 334. Былина отразила в переоформленном виде событие 1096 г.:

131. (ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И КАЛИН ЦАРЬ) Реки озера ко Белý озерý, А что чúсты поля к Ёросóлиму, А что матушка Казань под Острокань, А что устьем подошла во синé морё, 5. А во тое во мóрюшко во Черное. Справляется

Мифы и легенды народов мира Русския былины и сказания Со многими рисунками Москва 2015 УДК 398.2(=161.1) ББК 82.3(2Рос=Рус)-6 Р89 Р89 Русские былины и сказания. Москва: Эксмо, 2015. 96 с. (Мифы и легенды

Читать так же:  Буржуйка своими руками из газ баллонов. Реактивная печь или буржуйка своими руками из газового баллона. Какую конструкцию выбрать

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» Цель: Создать условия для приобщения детей к русской истории через знакомство с былинами о богатырях. Задачи: Формировать

4. (ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СЫН) А приехал тут от зáморья, От зáморья да Солóвников Просить да поединшицька. А поехал ведь он, порасхвастался: 5. «Головней то я да Киев град, сожгу, А огнём то всё ведь я повалю.»

Краткое содержание былины алеша попович и тугарин змей >>> Краткое содержание былины алеша попович и тугарин змей Краткое содержание былины алеша попович и тугарин змей Сколько время покушавши, Говорил

Конспект игры викторины «Богатыри земли Русской» Старшая группа 11 Белан Е.В. г. Ставрополь 2011-2012 г Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских

Как далéче-далéче, во чистом поле, Тут и пыль столбом да поднималася: Едет вó поле добрый молодец, Едет русский могучий Святогóр-богатырь; Святогоров конь да будто лютый зверь, У богатыря плечи да во косý

Развлечение для детей старшей и подготовительной к школе групп «Богатыри земли русской» Задачи: Помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской. Формировать представления

1. (СВЯТОГОР) Как выехал Илья на добрóм конú, Как сам то еще пораздумался: «Какой я есь богáтырь нóситель? На бóё мни смерть да не писана, 5. Как на бóё да не сказана. Поеду я еще во святы й горы, Проведаю

113. ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН Ай же ты, Царь Иван Васильевич да Вытосéевич. Уж он собрал пер перованьицо. Все ли на перу да наедалиси, 5. Все ли на перу да напивалиси, Все ли на перу да порасхвасталиси. Умный

Тема урока: «Былины и богатырские сказки» (обобщающий урок) Цели урока: Обобщить и углубить знания учащихся о былинах и богатырских сказках, богатырях разных народов; Развивать творческое воображение учащихся

1 Цель: — на примере конкретных исторических событий и личностей, воспитывать патриотические чувства к своему Отечеству ХОД МЕРОПРИЯТИЯ: (1 слайд) Дети близится праздник «День защитника Отечества». Много

Илья муромец выходит на свободу краткое содержание >>>

Илья муромец выходит на свободу краткое содержание >>> Илья муромец выходит на свободу краткое содержание Илья муромец выходит на свободу краткое содержание С героями народных сказок Илью Муромца сближает

Перевозчикова Ирина Владимировна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка Частинский детский сад» Пермский край, с.частые КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

V СТЕПАН КОЙБИН Степан Койбин, на Масельге, старик лет за 60, старообрядец, самый зажиточный из крестьян на масельгском перевале. Он знает содержание многих былин, но рассказывает их словами, некоторые

Сочинение-описание по картине В. М. Васнецова «Богатыри» Урок развития речи в 7 классе Цели урока: Узнать об истории создания полотна Собрать материалы к сочинению Составить план к сочинению Ответьте

ЗАНЯТИЕ:ПОЗНАНИЕ «Окружающий мир». (старшая группа) ТЕМА: РУССКИЕ БОГАТЫРИ. ЦЕЛИ: дать детям представление о богатырях защитниках Руси, формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней

Выполнил работу: Ильдеев Никита ученик 4 б класса Руководитель: Субботина С.И. На уроках литературы мы изучали былины. Тогда я выдвинул следующее предположение. Гипотеза Мне кажется, что Илья Муромец был

Илья Муромец Алёша Попович Добрыня Никитич Богатыри. Виктор Васнецов. Илья Муромец Виктор Васнецов. Гусляры Гусли Васнецов В.М. Гусляры В. М. Васнецов — «Баян» Гусли — самогуды В городе Муроме, В селе

ДОБРЫНЯ И ВАСИЛИЙ КАЗИМИРОВИЧ Что у ласкова князя у Владимира, Да у солнышка у Всеславьевича, А и было столованье почестный пир, Что для многих князей, бояр, Что на всю дружину на хоробрую! Князь всех

Алеша Попович и Тугарин Змеевич Из далече-далече, из чиста поля Тут едут удалы два молодца, Едут конь-о-конь да седло-о-седло, Узду-о-узду да тосмяную, Да сами меж собой разговаривают: «Куды нам ведь,

Илья муромец выходит на свободу карнаухова >>> Илья муромец выходит на свободу карнаухова Илья муромец выходит на свободу карнаухова Отпусти меня, князь, в широкие степи поглядеть, не рыщет ли враг по

153. ИВАН ГОДИНОВИЧ a (МОЛОДЕЦ И ХУДАЯ ЖЕНА) Всякой на свете поженится, Да не всякому женитьба удавается. Удавалась Добрыне свет Никитичу, Хуже нет Алеше Поповичу, 5. Ай неудача Ивану свет Годиновичу.

Осторожно! Ложные былины Как известно, книга лучший подарок. И многие родители стараются порадовать своих чад именно такими полезными презентами. Однако зачастую красочная обложка таит в себе неприятные

XLIX ФИЛИПП ПАТРИКЕЕВ Филипп Васильевич Патрикеев из деревни Дородницкой на Почезере, крестьянин-земледелец, 40 лет от роду. Знает только две былины, которым научился от своей матери, в настоящее время

Урок по окружающему миру в 4в классе Тема: «Древняя Русь» Учитель: Ю.С.Смолина Цели: рассказать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств, познакомить с былинами о великом князе

«Создаем лучшие практики в формате ФГОС» Урок литературного чтения во 2-г классе 11.12.2015 Учитель Патрушева Г.Б. «Апробируем новые технологии» (из опыта использования деятельностного подхода на уроках

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребёнка — детский сад «Сказка» город Белоярский» Проект на тему: «Богатыри — защитники земли русской» Срок

Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли. Богатыри — это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины,

98. ДОБРЫНЯ И ЗМЕЙ (ПЕРВЫЙ БОЙ ДОБРЫМИ СО ЗМЕЕМ) a Кижи. Рябинин-Андреев П.И. Как спорóдила й Добрыню рóдна й матушка, Да й возрóстила да й до полного да й возраста. Он охоч был ездить в поле й за охотою,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска ДС 61 «Соловушка» Конспект ООД по теме: «Защитники Отечества- путешествие в историю» Воспитатель: Никитина Т.А. «Защитники

ГЛАВА I Сюй Саньгуань работал на шелковой фабрике развозил ткачихам коконы шелкопряда. В тот день он пошел в деревню проведать дедушку. Дедушка был уже старенький и почти слепой. Он не видел, кто стоит

Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Вы узнаете Что общего между богатырями и рыцарями. Какое влияние они оказали на современные нравственные представления.

93. ГРОЗНЫЙ ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ (ИВАН ГРОЗНЫЙ И СЫН) А когда была столиця в Нóве городе, А тогда цярствовал Грозный цярь Иван Васильевиць А собрал ли ён, Грозной, поцéстной пир. А приежжали ли дорогú

Бороздина Вера Александровна учитель русского языка и литературы Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 127 с углубленным изучением отдельных предметов»

Конспект ОВД для старшей группы на тему: «День Защитника Отечества». Программные задачи: Образовательные: Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках

Былина святогор и микула селянинович краткое содержание >>> Былина святогор и микула селянинович краткое содержание Былина святогор и микула селянинович краткое содержание Отдал Садко свой великий заклад

Илья Муромец и Соловей Разбойник. про трех русских богатырей «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» — вышел в 2007. Путешествие в республику Перу. это удивительное место легенд, одно из самых древних на земле.

Спецификация проверочной работы 1 по разделам «Книга в мировой культуре», «Истоки литературного творчества». Предмет: Литературное чтение Программа: Перспектива Класс: 4 Цели: обобщить знания обучающихся

9. (ДОБРЫНЯ И ВАСИЛИЙ КАЗИМИРОВИЧ) Задернул князь Владимер стóльнё киевской, Задернул то ён почестной пир Ради князей, ради бóяр то, Ради сильниих да богáтырей, 5. А ради то(го) ище задолжался ведь Как

Трофименко С.И., педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦВР» А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле Не топтать их коням землю русскую. Не затмить им солнце

LVII ФЕДОР ШУМАНОВ Федор Григорьевич Шуманов, крестьянин 68 лет из дер. Тамицкой-лахты на Кенозере, по ремеслу каменотес, ослепший лет пять тому назад. Знает хорошо только одну былину, здесь печатаемую.

Миф или реальный человек Проклятие и чудесное исцеление В народе из уст в уста передавали такую историю. Будто бы дед Ильи Муромца был язычником и, не признавая христианство, однажды разрубил икону. С

Добрый день, здравствуйте! Сегодня я хочу поговорить с вами немного об истории, о русской истории. Я думаю, что это должно быть интересно тем, кто изучает, кто учит русский язык. Как появилась Древняя

Богатырство как нравственный идеал русского мира Автор: Гундорова Е.Ю., к. п. н., учитель МБОУ Школы 124 Формулируем тему и проблему урока Послушайте музыкальный эпиграф урока Ключ для расшифровки музыкального

«Русские богатыри защитники Отечества» конспект образовательной деятельности по духовно нравственному воспитанию для детей подготовительной к школе группы Цели и задачи: — познакомить детей с картиной

Аннотация «Добрыня и Змей» произведение русского фольклора. Былины делят на два цикла киевские и новгородские. Добрыня Никитич второй по значению богатырь былин киевского цикла. Причем, он не только змееборец,

АЛЕША ПОПОВИЧ И ИЛЬЯ МУРОМЕЦ 1 Алеша Попович и Илья Муромец Во славном было во городе во Ростове, У того попа ростовского Едино было чадо милое, Удал добрый молодец на возрасте По имени Алешенька млад.

100 ЛУЧШИХ ХУДОЖНИКОВ — ДЕТЯМ К. Чуковский С. Маршак С. Михалков А. Барто, П. Барто Борис Заходер Ю. Владимиров А. Елисеев некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было

Государственное образовательное учреждение Педагогический колледж 6 Конспект пробного урока по русскому языку в 4 «А» классе школы 888 студентки 35 группы Дзюбенко Ольги Руслановны Тема урока: «Сочинение

КАК КНЯЗЬ ВЛАДИМИР РУСЬ КРЕСТИЛ о славном во Киев-граде Владимир Великий княжил, Сын Великого отца своего Святослава. Немного — немало княжил 8 лет. А землюшку свою родную любил, Русь матушку почитал,

ДАНИЛА ЛОВЧАНИН У князя было у Владимира, У киевского солнышка Всеславьевича, Было пированьице почестное, И честное, и хвальное, и радостное Для многих князей и бояр, Для богатых заморских купцов, Для

Ознакомление дошкольников с окружающим подготовительная группа Конспект НОД «Воины прошлых веков и настоящего времени. Работа пограничников» Задачи. Дать детям представление о том, как изменилась в течение

Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ (1848-1926) Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в Вятской губернии, в семье православного сельского священника. Уклад жизни большой семьи напоминал быт крестьянина-середняка.

НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ ЕЩЕ БОГАТЫРИ НА ЗЕМЛЕ РУССКОЙ… сценарий праздника для детей 6-8 лет Ведущая: Здравствуйте, ребята! Какой праздник мы отмечаем с вами сегодня? Ребята, вы знаете, что велика и необъятна наша

Читать так же:  Английское кресло своими руками мк. Варианты изготовления кресла своими руками, схемы и чертежи. Материалы для изготовления деревянного кресла

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа 1995» (г. Москва, ул. Саморы Машела, д. 6, корп. 3) Исследовательская работа: «ПЕРВЫЕ ЗАЩИТНИКИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ» Титаева Яна Александровна

Илья муромец выходит на свободу краткое содержание >>> Илья муромец выходит на свободу краткое содержание Илья муромец выходит на свободу краткое содержание Он отказывается от предложения горожан стать

ТАТЬЯНА ДАНИЛОВНА МЕЛЬНИКОВА Татьяна Даниловна МЕЛЬНИКОВА В 1927 г. это была красивая сорокалетняя крестьянка д. Айнова Гора Карпогорского района, живая и энергичная, незаурядная песенница, исполнявшая

ИВАН КОРНИЛОВИЧ ЛОПИНЦЕВ Приложение III ИЛЬЯ МУРОМЕЦ У одного пастуха родился сын. Этот сын не имел хождения до двадцати лет. В одно прекрасное утро отец и мать пошли косить, сын оставался на печке дома.

«Береги землю родимую, как мать любимую» Личностные результаты обучения: Готовность к нравственному саморазвитию, способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; Достаточно высокий

Дидактический материал для урока чтения в 9 классе по теме «Устное народное творчество» В 9 классе авторы учебника предлагают для изучения русские народные песни: «Колыбельная» и «За морем синичка не пышно

«ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И ЖИДОВИН»

Это поистине гениальное произведение, записанное в 1840-х годах в Архангельской губернии, после 1917 года подверглось изгнанию. Даже видный исследователь народного творчества Н.П. Андреев (1892–1942) при издании в 1938 году антологии «Русский фольклор», который не мог вообще отказаться от публикации этой прекрасной былины, не имел возможности и напечатать ее целиком, вынужденно изъяв фрагменты, где речь шла о «Жидовине».

Впервые в послереволюционное время это творение появилось в печати только в 1958 году, в составленной А.М. Астаховой антологии «Илья Муромец», изданной небольшим тиражом для научных сотрудников. Былина стала доступна для массового читателя только в 1986 году. В.И. Калугин всё же сумел опубликовать её в Москве в сборнике «Былины» тиражом в 300 тысяч экземпляров.

В 1991 этот сборник был переиздан. Но в школах эту былину, как и былину про «Добрыню Никитича и Змея с горы Сион», так и не изучают. Подавляющее большинство русских людей ничего не читало и не слышало про освободительную борьбу Русского народа против «жидовин». Правящий режим не позволяет, что бы русские брали пример с Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Вместо этого в школах детям преподают то, как «хоббит Бильбо идет воровать золото у дракона Смога».

В русской же былине речь идет об отстаивании свои земель —

«Под славным городом под Киевом,
На тех на степях на Цицарских
Стояла застава богатырская…
Один из «братцев» этой заставы,
Добрыня Никитич езди ко синю морю…
В чистом поле увидел ископоть [след копыта] великую,
Ископоть велика – полпечи…
…Из этой земли из Жидовския
Проехал Жидовин могуч богатырь… »

И Добрыне поручают настичь и победить Жидовина (который, понятно, воплощает в себе всю мощь Хазарского каганата). Но когда этот «могуч богатырь» начал битву с Добрыней,

«Сыра мать-земля всколебалася,
Из озер вода выливалыся,
Под Добрыней конь на коленцы пал.
Добрыня Никитич млад
Господу Богу возмолится
И Мати Пресвятой Богородице:
– Унеси, Господи, от ахвальщика, —
Под Добрыней конь посправился,
Уехал на заставу богатырскую… »

Характерно, что упомянутый нами выше Ю. Бруцкус, говоря об изображенном в былине поражении Добрыни, умалчивает о последующей, воспетой в этой былине битве Ильи Муромца, закончившейся победой над Жидовином. Это было тяжкое сражение, но русский эпос нисколько не преуменьшает силу и опасность врага:

«И теперь уже
Говорит Илья Муромец:
— Больше некем аменитися,
Видно ехать атаману самому.
Бились, дрались день до вечера,
С вечера бьются до полуночи,
Со полуночи бьются до бела света.
Махнет Илейко ручкой правою, —
Поскользит у Илейка ножка левая,
Пал Илья на сыру землю:
Сел нахвальщина на белы груди,
Вынимал чинжалище булатное,
Хочет вспороть груди белыя,
Хочет закрыть очи ясныя,
По плеч отсечь буйну голову…
Лежит Илья под богатырем,
Говорит Илья таково слово:
– Да не ладно у святых отцев написано,
Не ладно у апостолов удумано,
Написано было у святых отцев,
Удумано было у апостолов:
«Не бывать Илье в чистом поле убитому»,
А теперь Илья под богатырем! —
Лежучи у Ильи втрое силы прибыло:
Махнет нахвальщину в белы груди,
Вышибал выше дерева жарового,[Рослого, высокого]
Пал нахвальщина на сыру землю,
В сыру землю ушел до-пояс.
Вскочил Илья на резвы ноги
Сел нахвальщине на белы груди…
По плеч отсек буйну голову… »

Каждый русский человек должен помнить, что Илья Муромец официально был канонизирован в 1643 в числе 69 угодников Киевско-Печерской лавры. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем. Между прочим – именно после этого очевидного подъема Русского национального самосознания, уже через полтора года (летом 1645 года) царь Михаил Романов скончался от «водяной болезни неизвестного происхождения» в возрасте 49 лет.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Былина, не любимая у коммунистических и демократических издателей

Илья Муромец и Жидовин

На тех на степях на Цицарскиих,
Под славным городом под Киевом,
Стояла застава богатырская.
На заставе атаман был Илья Муромец,
Податаманье был Добрыня Никитич млад,
Есаул Алеша Поповский сын,
Еще был у них Гришка Боярский сын,
Был у них Васька Долгополой.
Все были братцы в разъездьице:
Гришка Боярский в те пор кравчим жил,
Алеша Попович ездил в Киев-град,
Илья Муромец был в чистом поле,
Спал в белом шатре,
Добрыня Никитич ездил ко синю морю,
Ко синю морю ездил за охотою,
За той ли за охотой за молодецкою,
На охоте стрелять гусей, лебедей.
Едет Добрыня из чиста поля,
В чистом поле увидел ископоть великую,
Ископоть велика — полпечи.
учал он ископоть досматривать:
— Еще что же то за богатырь ехал?
Из этой земли из Жидовския
Проехал Жидовин могуч богатырь
На эти степи Цицарския!
Приехал Добрыня в стольный Киев-град,
Прибирал свою братию приборную:
— Ой вы гой еси, братцы-ребятушки!
Мы что на заставушке устояли.
Что на заставушке углядели?
Мимо нашу заставу богатырь ехал!
Собирались они на заставу богатырскую.
Стали думу крепкую думати:
Кому ехать за нахвальщиком?
Положили на Ваську Долгополого.

Свет атаман сын Иванович:
— Неладно, ребятушки, положили;
У Васьки полы долгия,
По земле ходит Васька — заплетается,
На бою на драке заплетется,
Погинет Васька по-напрасному.
Положили на Гришку на Боярского:
Гришке ехать за нахвальщиком,
Настигать нахвальщика в чистом поле.
Говорит большой богатырь Илья Муромец,
Свет атаман сын Иванович:
— Неладно, ребятушки, удумали,
Гришка рода боярского:
Боярские роды хвастливые,
На бою-драке призахвастается,
Погинет Гришка по-напрасному.
Положились на Алешу на Поповича:
Алешке ехать за нахвальщиком,

Побить нахвальщика на чистом поле.
Говорит большой богатырь Илья Муромец,
Свет атаман сын Иванович:
— Неладно, ребятушки, положили:
Алешинька рода поповского,
Поповские глаза завидущие,
Поповские руки загребущие,
Увидит Алеша на нахвальщике
Много злата, серебра,-
Злату Алеша позавидует,
Погинет Алеша по-напрасному.
Положили на Добрыню Никитича:
Добрынюшке ехать за нахвальщиком,
Настигать нахвальщика в чистом поле,
Побить нахвальщика на чистом поле,
По плеч отсечь буйну голову,
Повезти на заставу богатырскую.
Добрыня того не отпирается.
Походит Добрыня на конюший двор,
Имает Добрыня добра коня,
Уздает в уздечку тесмянную.
Седлает в седелышко черкеское,
В тороках вяжет палицу боевую,
Она свесом та палица девяносто пуд,

В руки берет плеть шелковую,
Поезжает на гору Сорочинскую.
Посмотрел из трубочки серебряной:
Увидел на поле чернизину;
Поехал прямо на чернизину,
Кричал зычным, звонким голосом:
— Вор, собака, нахвальщина!
Зачем нашу заставу проезжаешь,

Податаману Добрыне Никитичу?

На всю нашу братию наборную?
Учул нахвальщина зычен голос,

Попущал на Добрыню Никитича.
Сыра мать-земля всколебалася,
Из озер вода выливалася,
Под Добрыней конь на коленца пал.
Добрыня Никитич млад
Господу Богу возмолится
И Мати Пресвятой Богородице:
— Унеси, Господи, от нахвальщика.
Под Добрыней конь посправился,
Уехал на заставу богатырскую.
Илья Муромец встречает его
Со братиею со приборною.
Сказывает Добрыня Никитич млад:
— Как выехал на гору Сорочинскую,
Посмотрел из трубочки серебряной,
Увидел на поле чернизину,
Поехал прямо на чернизину,
Кричал громким, зычным голосом:
«Вор, собака, нахвальщина!
Зачем ты нашу заставу проезжаешь,
Атаману Илье Муромцу не бьешь челом?

Есаулу Алеше в казну не кладешь
На всю нашу братью на приборную?»

Поворачивал нахвальщина добра коня,
Попущал на меня, добра молодца:
Сыра мать-земля всколыбалася,
Из озер вода выливалася,
Подо мною конь на коленца пал.
Тут я Господу Богу взмолился:
«Унеси меня, Господи, от нахвальщика!»
Подо мной тут конь посправился,
Уехал я от нахвальщика
И приехал сюда, на заставу богатырскую.
Говорит Илья Муромец:
— Больше некем замениться,
Видно, ехать атаману самому!
Походит Илья на конюший двор,
Имает Илья добра коня,
Уздает в уздечку тесмянную,
Седлает в седелышко черкаское,
В торока вяжет палицу боёвую,
Она свесом та палица девяноста пуд,
На бедры берет саблю вострую,
Во руки берет плеть шелковую,
Поезжает на гору Сорочинскую;
Посмотрел из кулака молодецкого,
Увидел на поле чернизину,
Поехал прямо на чернизину,
Вскричал зычным, громким голосом:
— Вор, собака, нахвальщина!
Зачем нашу заставу проезжаешь,-
Мне, атаману Илье Муромцу, челом не бьешь?
Податаманью Добрыне Никитичу?
Есаулу Алеше в казну не кладешь
На всю нашу братью наборную?
Услышал вор-нахвальщина зычен голос,
Поворачивал нахвальщина добра коня,
Попущал на Илью Муромца.
Илья Муромец не удробился.
Съехался Илья с нахвальщиком:
Впервые палками ударились,-
У палок цевья отломалися,
Друг дружку не ранили;
Саблями вострыми ударились,-
Востры сабли приломалися,
Друг дружку не ранили;
Вострыми копьями кололись,-
Друг дружку не ранили;
Бились, дрались рукопашным боем,
Бились, дрались день до вечера,
С вечера бьются до полуночи,
Со полуночи бьются до бела света.
Махнет Илейко ручкой правою,-
Поскользит у Илейка ножка левая,
Пал Илья на сыру землю;
Сел нахвальщина на белы груди,
Вынимал чинжалищё булатное,
Хочет вспороть груди белыя,
Хочет закрыть очи ясныя,
По плеч отсечь буйну голову.
Еще стал нахвальщина наговаривать:
— Старый ты старик, старый, матерый!
Зачем ты ездишь на чисто поле?
Будто некем тебе, старику, замениться?
Ты поставил бы себе келейку
При той путе — при дороженьке,
Сбирал бы ты, старик, во келейку,
Тут бы, старик, сыт-питанён был.
Лежит Илья под богатырем,
Говорит Илья таково слово:
— Да неладно у святых отцёв написано,
Не ладно у апостолов удумано,
Написано было у святых отцёв,
Удумано было у апостолов:
«Не бывать Илье в чистом поле убитому»,
А теперь Илья под богатырем!
Лежучи у Ильи втрое силы прибыло:
Махнёт нахвальщику в белы груди,
Вышибал выше дерева жарового,
Пал нахвальщина на сыру землю,
В сыру землю ушел допояс,
Вскочил Илья на развы ноги,
Сел нахвальщине на белы груди.
Недосуг Илюхе много спрашивать,-
Скоро спорол груди белыя,
Скоро затырил очи ясныя,
По плеч отсек буйну голову,
Воткнул на копье на булатное,
Повез на заставу богатырскую.
Добрыня Никитич встречает Илью Муромца
Со своей братьей приборною.
Илья бросил голову о сыру землю,
При своей братье похваляется:
— Ездил во поле тридцать лет,-
Экого чуда не наезживал!

Читать так же:  Бра светильник из дерева своими руками. Как сделать люстры из дерева своими руками? Потолочные светильники из дерева

Былина «Илья Муромец на заставе богатырской» вошла в «Собрание народных песен П. В. Киреевского».
Публикуется по изданию: Илья Муромец. Серия «Литературные памятники». М.-Л., 1958, # 22.
====================================================================

1 января – день памяти Преподобного Ильи Муромца

Илья и Жидовин

Былина описывает битву Ильи с Великим Жидовином, заканчивающуюся победой русского богатыря. Существуют два достоверных исторических события, которые могли послужить отправной точкой для сюжета. Первое — разгром Святославом Хазарского каганата. Иудейское иго длилось по 965 год, когда хазарская держава пала под ударами дружин русского князя.
Учитывая человеконенавистническое содержание учения талмудических религиозных сект, признающего человеческое достоинство лишь за «богоизбранным» народом и приравнивающего остальную часть человечества к скотам, лишенным бессмертной души, вполне вероятно, что общение с хазарскими жидовинами не оставило в русичах никаких приятных воспоминаний (Крещение Руси лишь величило неприязнь иудеев к русским. История донесла до нас достоверные отголоски этой жгучей религиозной ненависти. В 1096 году в Корсуни местным иудеем был замучен инок разоренного половцами Киево-Печерского монастыря Евстратий Постник. Еврей купил его у половцев, принуждал отречься от Христа, морил голодом, а в день Святой Пасхи распял его на кресте в присутствии
других членов иудейской религиозной общины. Православная Церковь празднует память преподобного мученика Евстратия 28 марта по старому стилю. Со временем мартиролог умученных от жидов православных христиан рос, и это тоже не могло вызывать на Руси никаких симпатий). Вторым историческим событием, которое могло повлиять на былину, стал разгром в конце XV века ереси жидовствующих, носившей кроме чисто религиозных черт и черты политического заговора. Не знавшая за пятьсот лет ни одной ереси, Русь была потрясена коварством еретиков, тайно разрушавших устои веры и государства при внешнем лицемерном благочестии. Впрочем, эти события вряд ли могли стать источником сюжета былин. Он явно более раннего происхождения. Борьба с ересью жидовствующих могла лишь оказать некоторое влияние на дальнейшее его развитие.
==================================================================

Считается, что у Ильи Муромца есть реальный прототип, а именно силач Чоботок, родившийся в Муроме, который принял монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, и был причислен к лику святых как преподобный Илия Муромец (канонизирован в 1643 г.). Впервые в письменных источниках о нем упомянули в 1630-м г; согласно ранней традиции Илья жил в XII веке; ученые полагают, что погребение происходило в XI-XII веках.

В 1988 г. Межведомственной комиссией Минздрава УССР была проведена экспертиза мощей святого Ильи Муромца. В результате проведенных исследований было выяснено, что преподобный обладал большой силой и имел рост 177 см (для средневековья – довольно высокий рост). У него выявлены признаки заболевания позвоночника (в былинах Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы большого числа ранений. Скорее всего, смерть наступила в результате удара острым орудием (копьем или мечом) в грудь, когда ему было приблизительно 40-55 лет. Возможно, он погиб, когда князь Рюрик Ростиславич в 1204 г. пытался взять Киев, а также когда союзные Рюрику половцы громили Печерскую лавру. Тогда он должен был родиться между 1150 и 1165 гг.

«Преподобный Илия почивает в положении молитвы, сложив персты правой руки так, как делают и сейчас в Православной Церкви — три первые перста держат вместе, а два последние прижимают к ладони. Когда велась борьба со старообрядческим расколом, этот факт из жития святого являлся важным доказательством в пользу трехперстного сложения» (патерик Киево-Печерской Лавры).

«…Но решительно не соглашаясь с «оценками», которые дает этот историк Хазарскому каганату, следует признать верность целого ряда рассуждений, содержащихся в его работе. Так, он вполне обоснованно говорит о «долголетней борьбе между хазарами и русскими, тянувшейся в течение целого столетия от взятия Киева Аскольдом около 830 года до разрушения Белой Вежи (Саркела) Святославом в 963 году… эта борьба составляет основной фон (точнее — ход. — В.К.) всей начальной истории Киевской Руси» (с. 18); даже «в сороковых и пятидесятых годах Х века хазарское царство еще было очень сильно, простиралось от Оки и Волги до Кавказского хребта и Крымского побережья и успешно выдерживало натиск… славяно-руссов» (с. 30).
И прямым отражением, доказывает Ю. Д. Бруцкус, «у*censored*й борьбы, которая велась с переменным счастьем между варяго-руссами и иудео-хазарами
в южных степях, являются… известные былины о борьбе Ильи Муромца с Жидовином-богатырем, пришедшим из земли Жидовской в «степи Цецарские» под «горою Сорочинскою»…
Рассказ хазарского еврея о расправе детей Израиля над русскими дружинниками в земле Цесарской (византийской) у крепости Шуршунской (то есть *censored*сонесской. — В.К.) может объяснить нам и былинные названия «степей Цецарских» и «горы Сорочинской», где Жидовин напал на Добрыню Никитича» (с. 44).
Это узкое приурочивание былины к сражениям в Крыму на рубеже 930-940-х годов не очень убедительно, ибо эпос «отражает» скорее целую эпоху, нежели отдельные события. Но так или иначе в этой былине открыто и недвусмысленно запечатлена борьба Руси с Хазарским каганатом.
До самого последнего времени былины, как правило, изучались не в качестве исторического источника в подлинном смысле этого слова; они представали в работах, затрагивающих проблему «историзма» былин, главным образом или даже только как своего рода поэтический «комментарий» к сведениям летописи, — хотя едва ли не большинство серьезных исследователей русского эпоса пришло к выводу, что былины создавались раньше, чем летопись, и, следовательно, их надо изучать как самостоятельный и, в частности, более древний исторический источник.
Нельзя не сослаться здесь на недавнюю работу историка-источниковеда, в которой сообщается, что «последние годы отмечены особым интересом к новой отрасли знания, условно названной устной историей (oral history)… В 70-е годы во многих странах произошла институционализация (проще будет сказать — узаконение. — В.К.) устной истории в качестве самостоятельной ветви исторической науки… Устная история… и писаная история… — две последовательные стадии развития исторических знаний… Устная история в форме эпоса, сказаний, легенд, генеалогий явилась самой ранней формой исторического сознания… Основной формой устной исторической традиции на Руси, как известно, являлись былины» и т. д.
Однако, повторю, до сего времени былины изучаются, в сущности, вовсе не как наиболее ранний и потому, в частности, вполне «самостоятельный» исторический источник, а как некое «приложение» к. летописям; в былинах обычно стремятся «отыскать» то, о чем сообщает более поздний источник — «Повесть временных лет». И для таких «находок» оказывается, например, вполне достаточным совпадение имен былинных и летописных персонажей (как будто одно и то же имя не могло носить множество людей, живших в самые разные времена!). Остается надеяться, что былины начнут, наконец, изучать как более ранний, нежели летописи, и совершенно самостоятельный источник.
И именно с этой точки зрения обратимся к былине об Илье Муромце и Жидовине.
Очень характерно, что Ю. Д. Бруцкус, упоминая об изображенном в былине поражении Добрыни, умалчивает о последующей, воспетой в этой самой былине победе Ильи Муромца над Жидовином. Но прежде чем говорить о былине как таковой, нельзя не отметить, что это поистине гениальное произведение, записанное еще в 1840-х годах в Архангельской губернии, подверглось после 1917 года своего рода изгнанию: несмотря на то, что различные сборники былин издавались в 1930-1950-х годах десятки раз, впервые в послереволюционное время это творение появилось в печати только в 1958 году, в составленной А. М. Астаховой научной антологии «Илья Муромец» (здесь было бы просто неприлично «опустить» эту былину), изданной малым, десятитысячным тиражом.
Прямо-таки замечательно, что видный исследователь народного творчества Н. П. Андреев (1892-1942), издавая в 1938 году антологию «Русский фольклор», не мог вообще отказаться от публикации этой прекраснейшей былины, но, не имея возможности напечатать ее целиком, представил читателю такие ее фрагменты, где нет речи о Жидовине. И только в совсем недавнее время В. И. Калугин сумел опубликовать это драгоценное звено русского эпоса пристойным тиражом 300 тыс. экземпляров в составленной им антологии.
В былине речь идет о том, как

Под славным городом под Киевом,
На тех на степях на Цицарских
Стояла застава богатырская…
Один из «братцев» этой заставы,
Добрыня Никитич езди ко синю морю…
В чистом поле увидел ископоть великую,
Ископоть велика — полпечи…
…Из этой земли из Жидовския
Проехал Жидовин могуч богатырь…

И Добрыне поручают настичь и победить Жидовина (который, понятно, воплощает в себе всю мощь Хазарского каганата). Но когда этот «могуч богатырь» начал битву с Добрыней,

Сыра мать-земля всколебалася,
Из озер вода выливалыся,
Под Добрыней конь на коленцы пал.
Добрыня Никитич млад
Господу Богу возмолится
И Мати Пресвятой Богородице:
— Унеси, Господи, от ахвальщика, —
Под Добрыней конь посправился,
Уехал на заставу богатырскую…
И теперь уже
Говорит Илья Муромец:
— Больше некем аменитися,
Видно ехать атаману самому.

Начинается тяжкое сражение; русский эпос нисколько не преуменьшает силу и опасность врага:

Бились, дрались день до вечера,
С вечера бьются до полуночи,
Со полуночи бьются до бела света.
Махнет Илейко ручкой правою, —
Поскользит у Илейка ножка левая,
Пал Илья на сыру землю:
Сел нахвальщина на белы груди,
Вынимал чинжалище булатное,
Хочет вспороть груди белыя,
Хочет закрыть очи ясныя,
По плеч отсечь буйну голову…
Лежит Илья под богатырем,
Говорит Илья таково слово:
— Да не ладно у святых отцев написано,
Не ладно у апостолов удумано,
Написано было у святых отцев,
Удумано было у апостолов:
«Не бывать Илье в чистом поле убитому»,
А теперь Илья под богатырем! —
Лежучи у Ильи втрое силы прибыло:
Махнет нахвальщину в белы груди,
Вышибал выше дерева жарового,
Пал нахвальщина на сыру землю,
В сыру землю ушел до-пояс.
Вскочил Илья на резвы ноги
Сел нахвальщине на белы груди…
По плеч отсек буйну голову…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *